Маленький Большой каньон. Пять перешейков

Нет комментариев

На склонах Заилийского Алатау берёт начало река Чарын. Бурными потоками спускается она с хребта Кетмень, сотни километров течёт по казахским степям и, впадая в Или, несёт свои воды озеру Балхаш. Миллионы лет размывала река осадочные породы, миллионы лет ветер довершал начатое водой, и в результате две стихии сотворили в Сюгатинской долине стопятидесятикилометровый каньон, который называют ещё <-младшим братом североамериканского Большого Каньона Колорадо.

 

 

Изделека каньона совсем не видно.

Вокруг расакинулась степь. Плоская как стол. Лишь горный хребет на горизонте и старые столбы воздушной линии связи оживляют окрестности. Ещё несколько недель, солнце выжжет подчистую пока зелёную траву, и пейзаж будет ещё пустынней. Говорят, летом, когда температура воздуха достигает 50 градусов, здесь часто наблюдаются миражи.

 

 

 

Многочисленные балки и овраги вокруг каньона, извивающиеся, пересекающиеся и вновь разъединяющиеся, образуют обширную беспорядочную сеть, так называемый бедленд. Этот термин в дословном переводе с английского означает «плохая земля» — труднодоступная, непригодная для обработки.
Одно из таких ущелий вокруг Каньона носит название Бестамак, «-Пять перешейков»-, если перевести с казахского. Это не самое популярное место в Чарынском каньоне. Дорога сюда — только автомобильная колея в степи. Колея иногда ветвится, можно запросто уехать не туда, если не знать дороги. Наверное, без навигатора или без человека, знающего точный маршрут, здесь вообще запросто потеряться можно — никаких ориентиров вокруг, разве что горы на горизонте, да столбы старой воздушной линии связи.

 

 

А вот спуск в ущелье можно преодолеть лишь на машине повышенной проходимости, на легковушке или перевернёшься или оставишь днище на камнях. По мере спуска ущелье то расширяется, то снова сужается так, что машина может проехать лишь впритирку со скалами.

 

 

Здесь лучше выйти из машины и прогуляться дальше к Чарыну пешком.

 

 

В ущелье Бестамак не встретишь такого количества песчаниковых вытесанных ветром скульптур, как в соседней Долине Замков, но они здесь тоже есть.

 

 

 

 

В некоторых из них можно увидеть предметы домашнего обихода. Вот, например, справа — «чайник»:

 

 

Стены ущелья, как и всего Чарынского каньона, сложены разными горными породами: изверженными кристаллическим породами палеозоя, пестроцветами эпохи неогена и покрывающими их современными четвертичными отложениями. Разные породы — разные цвета, стены ущелья действительно цветные.

 

 

Скалы вокруг чёрные, серые, бежевые, жёлтые, бурые, в крапинку… Наверное, найти можно любой оттенок из палитры «земляных».

 

 

Последний изгиб ущелья и вот уже и река. Течение в Чарыне сильное, вода мутная. От реки веет прохладой, в тени деревьев можно наконец спрятаться от солнца — здесь растёт реликт эпохи палеогена — широколиственный ясень согдийский. Деревья растут только у самой воды, стоит отойти буквально на двадцать метров и вокруг опять лишь редкие кусты саксаула да колючек.

 

 

Для обретения целостной картины на каньон несомненно нужно посмотреть сверху. Проехаться по его краешку, чтобы оценить масштабы…

 

 

 

 

… Остановиться у стометрового обрыва посмотреть на цветные берега каньона и обрамлённую ясеневой зеленью жёлтую ленту Чарына внизу…

 

 

…Ну и конечно, сфотографироваться на память. «И я тут был».

trttptm

 

Похожие записи