Алтай. Край где рождаются мифы

Нет комментариев

Алтай. Край где рождаются мифы

Величествен и прекрасен Алтай, страна золотых гор — переводится с тюркского. Дремучи и труднопроходимы его чащи, прозрачны и чисты озера, высокие кедры, сосны и ели карабкаются по каменистым склонам. Извилистые ленты ручьев и речек, вплетенные в зеленую бахрому лесов и порой невидимые среди кустарников шиповника и густого папоротника, разбегаются по низовьям распадов и обширным долинам неисчислимыми потоками.

В трех шагах можно пройти — не заметить, и только бесперебойное лопотанье &#8220-говоруна&#8221- выдает присутствие ручья. Стремителен в своем беге — словно четками побрякивает, перескакивает с камня на камень — оттачивает и шлифует неустанно. Порою же расщепляет мегалиты, прокладывая себе удобный маршрут, образуя глубокие трещины-морщины на теле земной тверди, превращаясь впоследствии в неистовую реку с частыми порогами и водопадами.

Алтай. Край где рождаются мифы

Дожди нередкое явление на Алтае и зачастую сопровождаются грандиозными грозами. Неотвратимо широким фронтом надвигается циклон. Охватывая весь горизонт, наползает чудовищная туча — некое феерическое подобие конца света. Природа предательски меняется каждые пять минут, будто на другую планету попал. Неописуема палитра цветовых оттенков и контрастов: то золотой плазмой, то серебристой амальгамой, то пунцово-коричневым, то холодной зеленью флуоресцируют горные ландшафты. А если загромыхает вокруг, то дрожат скалы под ногами — того гляди опрокинется вся поднебесная, словно ожили древние божества и чудовища, затеяв грандиозную битву. Долго громыхает: минуту-две кряду, на многие километры сея страх непомерный.

Каждый зверь, каждая букашка норовит плотнее к земле брюхом прижаться да подальше в трещину или нору забиться. И правильно делают. Все чуют крепкую поступь очнувшегося ото сна Великого Индры, который идет и сеет вокруг себя смертоносные молнии. Беда тому, кто не успел вовремя укрыться и ненароком под горячую руку угодил. Даже лес и трава затихают в такие минуты — стоят, не шелохнутся, будто и нет вовсе. Но прогромыхает тяжелой поступью Индра, утянет за собой темно-фиолетовую порфиру туч и вырвется из мрака чащоба. Снова возликует жизнь в солнечном блеске и лазурная бездна раскинется гигантским шатром из края в край.

Алтай. Край где рождаются мифы

Взирая на эдакую картину, невольно проникаешь в суть тайн бытия древних племен-скифов, населявших когда-то, еще до тюркского периода, этот удивительный край. Появившиеся здесь в VII-II вв. до н.э. эти кочевые племена связывают в первую очередь с Пазырыкскои культурой (по раскопкам курганов), получившей распространение в Улаганском, Онгудайском, Усть-Коксинском, Чарышском и др. районах. Они прекрасно знали и чувствовали природу, поэтому оставили в качестве наследия культуру, где отразилось их мировоззрение в виде предметов ремесла, украшений, охоты, культовых погребений и наскальных рисунков. Среди пиктограмм особой выразительности достигают изображения животных: оленей, верблюдов, лошадей, орлов, барсов и пр., объединенных общим названием, принятым современной культурологией как &#8220-Звериный стиль&#8221-.

Многим необычен Алтай, но главной его достопримечательностью является все же горный массив.

Уже на юге степной части Западно-Сибирской равнины угрожающе топорщатся бомы и скалы, переходящие в отроги Алтайского нагорья. Под густым ворсом растительности почивают холмы и кряжи, напоминающие покатыми хребтами пасущиеся стада мамонтов, некогда тут обитавших. Только кое-где, на самых верхушках из-под зеленой махры выглядывают обнаженные каменные зубцы — это Колыванский хребет. Сразу же за ним выстраиваются на юг и восток веером Тигирекский, Коргонский, Убинский, Коксуйский и далее все выше и выше, переходя в высокогорье, до самого высокого — Катунского — хребта с сияющими снежными вершинами, к северным рубежам Казахстана, Китая и Монголии.

Алтай. Край где рождаются мифы

Впрочем, хотелось бы вернуться к малому горному Алтаю — Колыванскому хребту — и немного задержаться в районе Синюхи. Эта относительно невысокая гора с максимальной вершиной 1210 м по большей части покрыта хвойно-лиственным лесом и только на самом верху имеет необычайную структуру складчато-глыбовых и выветренных обнажений. При отступлении моря эти образования, явившиеся следствием интенсивной тектонической подвижки, относящейся к дочетвертичному периоду, вместе с эрозионными процессами сегодня завершили огромный ансамбль причудливых изваяний, напоминающих останки чрезвычайно древнего царства.

Такое ощущение, что когда-то очень давно здесь стояли восхитительные дворцы, служившие местом обитания могущественных титанов, но впоследствии разыгралась грандиозная битва между ними, и после произошедшей трагедии персонажи этой территории перестали существовать. О драматической коллизии можно только догадываться: быть может, титаны возмутили своим недостойным поведением более могущественных существ — богов — и те наказали провинившихся, навечно сделав их неподвижными. Теперь же остается только созерцать необычайную картину древних развалин, лежащих точно на гигантской ладони среди парящих мимо облаков, и слагать песни, легенды и мифы. Кажется, вот-вот монотонное подвывание ветра наполнится синхронными вибрациями комуса и древний акын — некое подобие выветренных скал — вдруг окропит воздух сипловатым горловым пением героического эпоса.

Кстати, бытует мнение, что само название Колывань произошло от одной из легенд. Как гласит предание, некто Иван искал себе место для жилья и в понравившемся месте вбил кол, дабы не потерять его. С тех пор и стали землю сию называть &#8220-кол Ивана&#8221-, а впоследствии более благозвучно — Колывань.

Алтай. Край где рождаются мифы

Однако Синюха не единственная в Колывани, где существуют выветренные скалы.

В 46 км от села Курья, на родине одного из известнейших людей планеты — М. Калашникова (оружейного инженера), находится удивительное озеро Саввушка (по-другому Колыванское). В этом чистом озере растет довольно редкое растение: чилим — водяной орех. А вокруг озера громоздятся величественные гранитные скульптуры. Автором замысловатых пластических композиций, изображающих идолов, антропоморфных существ, рептилий, замки и крепости, является все та же природа. Матрацная структура столбов и их вычурность были образованы воздействием прибойных волн бывшего моря, а в дальнейшем этот процесс довершился деятельностью интенсивных ветров.

Алтай. Край где рождаются мифы

И если отъехать от озера по проходящей автотрассе в сторону Змеиногорска, то путника еще не один километр будут сопровождать удивительные образы, точно специально явившиеся из необычайной сказки азиатского континента.

-Журнал «Живописная Россия» (№2.2003)

-Иллюстрации с fotki.yandex.ru

Похожие записи