Миклухо-Маклай покидает мыс Гаргасси

Нет комментариев

turizm78

&#8230-А между тем час возвращения настал. 19 декабря 1872 года в море показался дымок, корабль стал приближаться — это был клипер &#8220-Изумруд&#8221-, посланный русским правительством на поиски путешественника.

Когда с борта судна увидели сначала русский флаг на мысе Гаргасси, а затем фигуру самого Николая Николаевича, в истрепанном костюме, худого и обросшего, стоявшего в туземной лодке в окружении гребцов, вооруженных и украшенных причудливыми уборами, раздалось громкое &#8220-ура&#8221-, послышались крики приветствия и радости: ведь почти никто на &#8220-Изумруде&#8221- не ожидал найти смелого соотечественника в живых.

Разумеется, восхищение вызвали отношения между ним и папуасами: он бегло и свободно говорил на языке, они выказывали ему полное доверие, беспрерывно обращались к нему с вопросами.

Поначалу Миклухо-Маклай предполагал, что он отправит с &#8220-Изумрудом&#8221- подробнейший отчет Русскому географическому обществу, собранные экспонаты, а заодно и надоевшего ему Ульсона, пополнит всем необходимым свои запасы, приведет в порядок с помощью моряков свое жилище и &#8230- останется еще на неопределенный срок.

В сущности, считал он, настоящая работа только начинается: прошедший год позволил ему подготовиться к дальнейшим серьезным многолетним исследованиям Новой Гвинеи, он завоевал полное доверие местных жителей, в случае чего на них можно положиться. Он готов и рад будет провести на этом берегу еще несколько лет.

С удивлением и недоумением слушали путешественника русские офицеры: как, этот изможденный болезнями, недоеданиями, неустроенным бытом человек еще раздумывает, не остаться ли ему? Он еле держится на ногах от слабости, дом его совершенно обветшал, и в нем повернуться негде от экспонатов&#8230-

Разумеется, никто не убедил бы Миклухо-Маклая, если бы не два обстоятельства: во-первых, командир &#8220-Изумруда&#8221- предупредил его, что он не может оставаться здесь больше четы-рех-пяти дней, а это означало, что подготовить научный отчет, как хотелось, ему не успеть. Во-вторых, он узнал, что голландцы собираются послать в эти воды свое судно, значит, отдохнув и подлечившись, он сможет скоро вновь вернуться на побережье Новой Гвинеи.

Вопрос об отъезде, таким образом, был решен. Днем Миклухо-Маклай занимался укладкой вещей, а ночи посвящал прощанию с папуасами, участвовал в прощальных пиршествах, раздавал подарки.

&#8220-Изумруд&#8221- уходил из бухты под несмолкаемые удары барабанов — бару-мов: люди Бонгу, Горенду, Гумбу давали знать соседям на побережье и в горах, что &#8220-тамо&#8221- (человек) русс Маклай покидает их. &#8220-Карам-тамо&#8221- — &#8220-человек с Луны&#8221- — называли его папуасы. &#8220-До меня никто не был в этом месте Новой Гвинеи, и папуасы воображали себя единственными жителями земного шара&#8221-, — писал Н.Н. Миклухо-Маклай. Для них он был почти инопланетянином, а для него — людьми!

С 1873 года в русских, немецких, голландских, английских изданиях появляется исключительно важная работа Миклухо-Маклая — &#8220-Этнологические заметки о папуасах&#8221-. Достаточно перечислить ее тематические разделы, чтобы ощутить ее масштабы: &#8220-Пища&#8221- (с подробным описанием плодов, их свойств, времени сбора, способов приготовления, с перечнем идущих в пищу животных, птиц, насекомых, моллюсков — всего, что относится к процессу приготовления пищи), &#8220-Посуда и утварь&#8221-, &#8220-Орудия и оружие&#8221-, &#8220-Одежда и украшения&#8221-, &#8220-О селениях и жилищах&#8221-, &#8220-Плантации и обработка почвы&#8221-, &#8220-Сношения и обмен между деревнями&#8221-, &#8220-Повседневная жизнь папуасов&#8221- (в том числе браки, отношения в семье, дети, день папуаса, разрисовка лица и тела, приветствия, погребальные обряды), &#8220-Заметки об изучении языка и о диалектах&#8221-, &#8220-Искусство&#8221- (орнамент, скульптура, зачатки идеографического письма), &#8220-О суевериях и связанных с ними обычаях&#8221-, &#8220-Музыка и пение&#8221-, &#8220-Празднества и игры&#8221-. Обилие фактов приведено в систему. Каждый предмет назван местным термином.

Множество рисунков дает наглядное представление о вещах. Написание подобной работы поистине является научным подвигом!

Миклухо-Маклай решил продолжить свои исследования. В 1874 году он опять побывал на берегах Новой Гвинеи, но на этот раз на берегу Папуа-Ковиай, составлявшему небольшую часть юго-западного побережья острова. Маклай убедился, что в антропологическом плане папуасы берега Ковиай составляют с жителями северо-восточного берега Новой Гвинеи единый тип. В то же время жители берега Ковиай давным-давно были втя-нуты в связи с обитателями соседних архипелагов, обменивались и торговали с ними: железные предметы, орудия, огнестрельное оружие были им хорошо знакомы, как и масса других вещей цивилизованного мира&#8230-

Читайте далее:

Иллюстрация с wikimedia.org

По мотивам журнала “Живописная Россия” №4 2003

Смотрите также:

Лучшие СПб гостиницы-

Санкт-Петербург мини-отели.

Похожие записи