…-А между тем час возвращения настал. 19 декабря 1872 года в море показался дымок, корабль стал приближаться — это был клипер “-Изумруд”-, посланный русским правительством на поиски путешественника.
Когда с борта судна увидели сначала русский флаг на мысе Гаргасси, а затем фигуру самого Николая Николаевича, в истрепанном костюме, худого и обросшего, стоявшего в туземной лодке в окружении гребцов, вооруженных и украшенных причудливыми уборами, раздалось громкое “-ура”-, послышались крики приветствия и радости: ведь почти никто на “-Изумруде”- не ожидал найти смелого соотечественника в живых.
Разумеется, восхищение вызвали отношения между ним и папуасами: он бегло и свободно говорил на языке, они выказывали ему полное доверие, беспрерывно обращались к нему с вопросами.
Поначалу Миклухо-Маклай предполагал, что он отправит с “-Изумрудом”- подробнейший отчет Русскому географическому обществу, собранные экспонаты, а заодно и надоевшего ему Ульсона, пополнит всем необходимым свои запасы, приведет в порядок с помощью моряков свое жилище и …- останется еще на неопределенный срок.
В сущности, считал он, настоящая работа только начинается: прошедший год позволил ему подготовиться к дальнейшим серьезным многолетним исследованиям Новой Гвинеи, он завоевал полное доверие местных жителей, в случае чего на них можно положиться. Он готов и рад будет провести на этом берегу еще несколько лет.
С удивлением и недоумением слушали путешественника русские офицеры: как, этот изможденный болезнями, недоеданиями, неустроенным бытом человек еще раздумывает, не остаться ли ему? Он еле держится на ногах от слабости, дом его совершенно обветшал, и в нем повернуться негде от экспонатов…-
Разумеется, никто не убедил бы Миклухо-Маклая, если бы не два обстоятельства: во-первых, командир “-Изумруда”- предупредил его, что он не может оставаться здесь больше четы-рех-пяти дней, а это означало, что подготовить научный отчет, как хотелось, ему не успеть. Во-вторых, он узнал, что голландцы собираются послать в эти воды свое судно, значит, отдохнув и подлечившись, он сможет скоро вновь вернуться на побережье Новой Гвинеи.
Вопрос об отъезде, таким образом, был решен. Днем Миклухо-Маклай занимался укладкой вещей, а ночи посвящал прощанию с папуасами, участвовал в прощальных пиршествах, раздавал подарки.
“-Изумруд”- уходил из бухты под несмолкаемые удары барабанов — бару-мов: люди Бонгу, Горенду, Гумбу давали знать соседям на побережье и в горах, что “-тамо”- (человек) русс Маклай покидает их. “-Карам-тамо”- — “-человек с Луны”- — называли его папуасы. “-До меня никто не был в этом месте Новой Гвинеи, и папуасы воображали себя единственными жителями земного шара”-, — писал Н.Н. Миклухо-Маклай. Для них он был почти инопланетянином, а для него — людьми!
С 1873 года в русских, немецких, голландских, английских изданиях появляется исключительно важная работа Миклухо-Маклая — “-Этнологические заметки о папуасах”-. Достаточно перечислить ее тематические разделы, чтобы ощутить ее масштабы: “-Пища”- (с подробным описанием плодов, их свойств, времени сбора, способов приготовления, с перечнем идущих в пищу животных, птиц, насекомых, моллюсков — всего, что относится к процессу приготовления пищи), “-Посуда и утварь”-, “-Орудия и оружие”-, “-Одежда и украшения”-, “-О селениях и жилищах”-, “-Плантации и обработка почвы”-, “-Сношения и обмен между деревнями”-, “-Повседневная жизнь папуасов”- (в том числе браки, отношения в семье, дети, день папуаса, разрисовка лица и тела, приветствия, погребальные обряды), “-Заметки об изучении языка и о диалектах”-, “-Искусство”- (орнамент, скульптура, зачатки идеографического письма), “-О суевериях и связанных с ними обычаях”-, “-Музыка и пение”-, “-Празднества и игры”-. Обилие фактов приведено в систему. Каждый предмет назван местным термином.
Множество рисунков дает наглядное представление о вещах. Написание подобной работы поистине является научным подвигом!
Миклухо-Маклай решил продолжить свои исследования. В 1874 году он опять побывал на берегах Новой Гвинеи, но на этот раз на берегу Папуа-Ковиай, составлявшему небольшую часть юго-западного побережья острова. Маклай убедился, что в антропологическом плане папуасы берега Ковиай составляют с жителями северо-восточного берега Новой Гвинеи единый тип. В то же время жители берега Ковиай давным-давно были втя-нуты в связи с обитателями соседних архипелагов, обменивались и торговали с ними: железные предметы, орудия, огнестрельное оружие были им хорошо знакомы, как и масса других вещей цивилизованного мира…-
Читайте далее:
Иллюстрация с wikimedia.org
По мотивам журнала “Живописная Россия” №4 2003
Смотрите также:
Лучшие СПб гостиницы-
Санкт-Петербург мини-отели.