Необычные самолеты на выставке в Торонто

Нет комментариев

Достаточно случайно как-то летом я побывал на небольшой выставке «Крылья и Колеса», проходившую в музее Авиации Торонто, который находится на территории небольшого аэродрома. Автомобили меня не слишком интересовали, для того, чтобы посмотреть на автомобили, есть ежегодное автошоу, а вот самолеты совершенно неожиданно оказались достойны внимания. Сейчас покажу, что я там увидел.

Прежде всего, все экспонаты были в рабочем состоянии и прилетели или приехали сами, за исключением постоянных экспонатов музея. Значительная часть самолетиков была произведена или до войны, или сразу после. Тогда вообще был ренессанс малой авиации. Считалось, что «американская мечта» — автомобиль — уже отыграла свое, и теперь каждый американец должен был получить по самолету. Частные самолетостроительные фирмы множились как грибы после дождя, бизнес-планы обещали изобилие и процветание в обмен на буквально небольшие инвестиции. Ни черта из этого не вышло, все они разорились, произведя от нескольких десятков до нескольких сотен машин.&nbsp-Те самолеты летают до сих пор.
&nbsp-
Начнем с&nbsp-самого необычного аппарата того времени — летающей лодки, выпущенной тиражом около 1500 экземпляров. Винт сзади, комфортабельный салон на четырех человек, корпус из алюминия. Да что там&nbsp-алюминиевый&nbsp-корпус, в который можно смотрется, как в зеркало,&nbsp-она приводится в движение автомобильным мотором от Шевроле! Поломки двигателя чинятся у автомехаников. Белая табличка возле носа летающего корыта&nbsp-говорит о том, что самолет несертифицирован. Это меня страшно заинтересовало, и я полез с расспросами к хозяину. Возможно, я его не вполне понял, но он мне рассказал какую-то ненаучную фантастику.
&nbsp-
По словам мужика в кепке, самолет находится в собственности у него пополам с братом. Они летают на нем каждый день на работу в ближайший город. Живут в лесу на берегу небольшого озера, здоровый образ жизни, свежий воздух, все такое. Двигатель действительно автомобильный. Это удобнее в смысле ремонта, да и бензин берется на ближайшей заправке. За двадцать лет полетов была одна поломка, и ту починили в ближайшем гараже. Двигатель они заменили самостоятельно. Почему самолет несертифицирован? Потому что это неважно и не нужно. По словам мужика, в Канаде летать якобы можно на чем угодно, если только ты не возишь пассажиров на коммерческой основе. Вот об этом и предупреждает табличка.&nbsp-Но, конечно, братья следят за состоянием своего средства передвижения. Внутри самолета очень современная навигационная панель, и вообще он производит&nbsp-исключительно ухоженное впечатление.
&nbsp-
Кожаный салон, автомагнитола, все как положено. Я спросил про экономику этого дела. Дороже ли содержание самолета, чем автомобиля? Мужик сказал, что бензина эта тачка берет чуть больше, чем автомобиль, литров 20 на сто километров, но лететь-то можно по прямой, и на светофорах стоять не надо, так что ничего особенного. Зато до работы лететь только полчаса без пробок — любой автомобилист обзавидуется. На обслуживание двигателя денег не больше, чем на любой Шевроле уходит — то есть практически нисколько. Масло надо менять вовремя, да и все.
&nbsp-

&nbsp-
Однако эта летающая лодка наверняка не может садиться на крупные озера типа Онтарио: волна перевернет.&nbsp-То есть функционально это самолет выходного дня: только до дачи и обратно.

&nbsp-
Вот более солидная конструкция с поплавками. Пассажирский самолетик откуда-то с севера Канады. Ну, такие-то самолетики у нас не редкость. Я их все время вижу. Летом&nbsp-я катаюсь на виндсерфере на маленьком озерце недалеко от дома, это очень удобно, десять минут — и на берегу. Так вот, возле одного из домов на озере покачивается на волнах похожая машинка, привязанная к причалу за веревку, как корова к столбику. Я иногда вижу, как она взлетает или приводняется.
&nbsp-
Лайнер, изображенный на фотографии, называется DHC-2 «Бобер». DHC = De Havilland Canada, отделение английской самолетостроительной фирмы, после войны отпочковавшееся от основного концерна в самостоятельную компанию. Этот выставочный зал когда-то был сборочным цехом DHC, а аэродром использовался для обкатки техники и как ремонтная база. Фирма почила в бозе в 1986 году, когда канадское правительство продало ее Боингу, а потом уже Боинг продал несъеденные остатки канадскому машиностроительному концерну Bombardier, выпускающему все, от снегоходов до вагонов метро и от водных мотоциклов до пассажирских самолетов. Последняя турбовинтовая разработка De Havilland до сих пор находится в серийном производстве под именем Q400. Мы довольно часто летаем в этой тарахтелке по местным линиям. Но все производство, включая популярные канадские джеты серии CRJ, перенесено теперь из Торонто&nbsp-в Монреаль. В цехах и бывшем заводоуправлении De Havilland сейчас размещено все что угодно, включая картинговую трассу для детей и музей авиации, а на аэродром по-прежнему иногда приземляются самолеты Bombardier для ремонта или передачи очередному заказчику.

&nbsp-
Следующий объект: перед вами мотопланер. Я никогда раньше не слыхал о таком гибриде, но это серийная машина.
&nbsp-
Хозяин планера (он стоит рядом со своим пепелацем) сказал, что мощности двигателя, конечно, не хватает, чтобы взлететь самостоятельно, но ее вполне достаточно, чтобы выбирать маршрут в воздухе. Мотопланер стартует как обычный планер за разгонным самолетом, потом из хвоста поднимается двигатель с винтом, и дальше планер летит почти как самолет. Но это не средство передвижения, это средство продвинутого развлечения. Этот суровый мужчина в шортах сказал, что он использует каждую возможность для того, чтобы подняться на своей игрушке в небо.
&nbsp-
&nbsp-
И этот шкафчик тоже летает! Правда, очень недалеко и недолго. Первый исторический полет канадской этажерки состоялся в феврале 1909 года. К столетию с этой даты группа энтузиастов построила полную копию агрегата и притащила копию на то же поле, с которого аналогичный велосипед полетел впервые сто лет назад. Он полетел и во второй раз.
&nbsp-
Зря я тут стою с удивленной рожей, заслоняя объект. Надо было бы показать крупным планом все эти палочки, веревочки, трубочки и колесики. Летчик сидит на табуретке, что расположена на уровне моего локтя, и крутит деревянный руль. Пропеллер сзади также деревянный. Колеса велосипедные, крылья тряпичные. Думаю, этажерка тоже несертифицированная. Пассажиров не перевозить!&nbsp-
&nbsp-
Предыдущие экспонаты выставки прилетели и улетели. А это «флаппер» — постоянная жемчужина местной коллекции. Идею самолета с машущими крыльями выдвинул Леонардо да Винчи. Еще одно&nbsp-название этажерки -&nbsp-махолет. Его&nbsp-построил на свои кровные денежки профессор с кафедры аэродинамики университета Торонто. На сооружение действующей модели ушло десять лет и четверть миллиона долларов. Махолет полетел с пятой попытки.
&nbsp-
К сожалению, порыв ветра прервал этот полет буквально на старте. Четырнадцать секунд держалась эта штуковина в воздухе — на две секунды больше, чем самолет братьев Райт. На ее ремонт после аварии денег уже не нашлось. Профессор вышел на пенсию, а модель подлатали и поставили в музей.

Выйдем на летное поле. Здесь за оградкой стоит ровная линейка самых разных самолетиков. На снимке мы видим явную самоделку. Авиетка, если не ошибаюсь, так называется подобная лоханка. Похоже, у нее вообще двигатель от мопеда приделан сзади.&nbsp-

&nbsp-
И она вполне себе летает. Только с ветром на земле надо справляться вручную.&nbsp-Хозяин&nbsp-сражается с&nbsp-самолетом как с упрямым осликом. Потом он его все-таки развернет против ветра, и… эта штука улетит на моих глазах.
&nbsp-
Миг-15, постройка 1954 года. Прилетел своим ходом&nbsp-из Штатов. Такие самолеты валили американские «Фантомы» во время корейской войны.

&nbsp-
Еще одна бывшая советская военная машина. В комментариях мне подсказывают, что это чешский учебно-тренировочный самолет L-29. Я не знаток авиации, пусть будет L-29.

&nbsp-
На фюзеляже эмблема авиаклуба — владельца обоих самолетов.
&nbsp-
Фотогеничная девушка. Черт-те какие мысли приходят в голову от этого кадра. Ох, не для таких мирных кадров делали эту машину.
А сам я внутрь не полез: побоялся застрять.
&nbsp-
Естественно, я спросил у хозяев самолетов, откуда у них советские аппараты. Ответ был короткий и исчерпывающий: купили где надо, и больше там нет.
&nbsp-
&nbsp-
Уникальный проект Arrow — Стрела — канадский сверхзвуковой истребитель. Проект был свернут в 1959 году. В музее в Торонто стоит нелетающая реплика.
&nbsp-

Красивая машина. Карманы по бокам — это не воздухозаборники, это стапели ракет. «Стрела» должна была стать самым быстрым, самым высотным, самым мощным истребителем в мире. Все к тому шло. Получалось так, что ракеты, подвешенные под крыльями, не давали возможности набрать скорость, поэтому их очень необычно затолкали внутрь фюзеляжа. В момент пуска открывалась заслонка.
&nbsp-
История взлета и падения «Стрелы» весьма поучительна. В начале 50х, особенно на фоне корейской войны, третья мировая казалась лишь вопросом времени. Стратеги с обеих сторон представляли ее в виде армад бомбардировщиков, утюжащих вражескую территорию ядерными бомбами. Америка находилась в более выгодном положении, чем Европа, все-таки бомбардировщику от СССР до&nbsp-США и Канады добраться было ох как непросто, но все страны НАТО лихорадочно разрабатывали в первую очередь стратегические истребители для борьбы с гипотетической угрозой. Целых три проекта были запущены в США, по одному в Англии и Франции. Не осталась в стороне и Канада. В небольшом городе Мальтон рядом с Торонто работал завод английской самолетостроительной фирмы Avro. В 1945 году подобралась команда очень талантливых инженеров, которые начали конструировать реактивные самолеты. Затем английский завод был национализирован, и на его базе была открыта компания Avro Canada. Отдельное подразделение компании разрабатывало и производило самолетные двигатели. Для начала уже в 1947 году они сделали пассажирский реактивный лайнер и первый собственный канадский истребитель. Из-за проблем с финансированием производство пассажирского самолета закрыли, а истребитель был закончен и принят на вооружение в 1950 году. Хвалебных слов о нем я не нашел. Вроде бы, машина получилась нормальная, но без выдающихся достоинств. Тогда и возник амбициозный проект «Стрела» — самый быстрый и грозный истребитель в мире. Поскольку создание своего оригинального двигателя запаздывало, на первых пяти «Стрелах» стояли американские движки. Начиная с шестого истребителя, все «Стрелы» должны были быть чисто канадскими. К моменту закрытия программы в феврале 1959 года пять первых «Стрел» более или менее успешно летали, дата полета шестой, с новыми двигателями, была утверждена на март, то есть через месяц со дня закрытия программы&nbsp-(разработчики планировали установить рекорд по скорости и дальности полета), и еще 31 самолет стоял в разной степени готовности в сборочных цехах. К запуску готовился едва ли не&nbsp-самый могучий истребительный флот в мире. То было время принятия быстрых решений. Более 14500 человек, работавших на Авро, были уволены в один день. По всей снабженческой цепочке работу потеряли около 50000 человек. Через два месяца все самолеты, сделанные и несделанные, были пущены под пресс, а вся документация уничтожена и превращена в пепел.
От&nbsp-программы осталось немного. Чисто случайно уцелела носовая часть шестой, невзлетевшей «Стрелы» с номером RL206. Она хранится в музее авиации в Оттаве. В богатой провинции Альберта нашлись люди, которые построили на свои деньги&nbsp-действующую реплику «Стрелы» в масштабе 2/3 при содействии бывшего главного инженера проекта. Этот самолет существует в единственном экземпляре и иногда летает на авиашоу в Калгари. Ну, и наконец в Торонто стоит этот нелетающий макет. Все, вроде бы больше ничего не осталось. Есть еще красивая легенда, что якобы директор Авро смог припрятать один самолет так, что его до сих&nbsp-пор не нашли,&nbsp-и тем самым&nbsp-спас его от уничтожения. Сам директор до конца своих дней не подтверждал эту легенду и не опровергал ее. Но, видимо, это все-таки выдумка.
&nbsp-
Для закрытия проекта существовало очень много разумных доводов. «Стрела» превысила первоначальные прогнозы по своему финансированию во много раз и реально стала угрожать бюджету страны, грозя ее обанкротить&nbsp— это правда.&nbsp-Самолету так и не нашлось достойного и надежного вооружения и, таким образом, разработка законченного истребителя грозила затянуться еще на годы — так оно и было. Ни одного самолета не удалось продать за границу: переговоры велись с Англией, но&nbsp-зашли в тупик, потому что англичане ясно видели недостатки проекта. Документацию уничтожили, потому что появились четкие признаки того, что советские разведчики очень хотели получить к ней доступ. И это тоже правда, есть свидетельства перебежчиков. С разоренного закрытого предприятия слишком легко можно было украсть инженерные секреты. Основной же причиной сворачивания проекта послужило появление баллистических ракет. Мощные и дорогие истребители сделались просто не нужны. Нужны были маленькие самолетики палубного базирования, способные участвовать в локальных войнах вдалеке от родной базы. Одновременно с закрытием проекта «Стрела» Канада подписала большой договор с США и встала под ее ракетный зонтик системы НОРАД. Как военно-политическое условие охраны канадских территорий американцы настаивали на закупках унифицированной техники с их заводов. «Стрела» им тоже была не нужна. Проект был закрыт волевым решением премьер-министра Канады.
&nbsp-
Точно так же не понадобилась другая амбициозная разработка&nbsp-&nbsp-Avro Canada типа «летающая тарелка» — дисковый самолет вертикального взлета.&nbsp-Два прототипа этих самолетов дошли до этапа испытаний, но впоследствии были заброшены. Инженерный костяк команды Авро весь целиком перешел в НАСА, и там принимал самое деятельное участие в программе пилотируемых космических кораблей. Завод Авро был закрыт и совсем недавно снесен бульдозерами до основания. Двигательное подразделение, впрочем, уцелело, но уже рекордов никаких не ставило. Сейчас они делают двигатели для вертолетов.
&nbsp-
Когда я внимательно разобрался во всех доводах «за» и «против», я подумал, что, наверно, проект был закрыт обоснованно. Однако, если бы «Стрела» пошла в серию, у Канады был бы шанс заявить о себе как о ведущей аэрокосмической державе. Кто знает, какие дивиденды это могло бы принести в дальнейшем. А так осталось только утешаться производством региональных самолетов. Что, между прочим, тоже не так уж плохо.
&nbsp-
В отличие от «Стрелы», это чудовище со сложенными крыльями летало, и еще как летало.
&nbsp-
Обратите внимание на громадное колесо шасси слева. Оно&nbsp-больше двух метров в диаметре!
&nbsp-

Знакомьтесь: бомбардировщик дальней авиации «Ланкастер», способный нести 10 тонн бомбовой нагрузки. Эти бомбардировщики потопили линкор «Тирпитц», снесли до основания Гамбург в июле 1943, и они же разрушили дамбы в Рурском бассейне. Налет на Рурский бассейн считается одним из главных подвигов союзной авиации. Тогда погибло масса народу, в том числе более 1000 человек военнопленных, в основном из СССР, огромный урон был нанесен сельскому хозяйству, гидроэнергетике, угольным шахтам. Пострадали сотни домов и около 200 заводов. Не обошлось и без потерь среди экипажей: из 133 человек, вылетевших на миссию, не вернулось 53. В 1977 году специальной главой Женевской Конвенции разрушительные рейды, подобные налету на дамбы Рурского бассейна, были запрещены во всех будущих войнах.
«Ланкастеры» производились на том же заводе в Мальтоне. За годы войны было выпущено более 400 машин, а всего «Ланкастеров» было произведено около 7500 штук.
&nbsp-
По всему миру сохранилось 17 таких бомбовозов. Пара из них даже с понтом летает до сих пор, все остальные на приколе.&nbsp-Самолет, находящийся в Торонто,&nbsp-не успел повоевать. Он был выпущен в апреле 1945 года. После войны этот «Ланкастер» патрулировал над Атлантикой, участвовал в военных маневрах, полетал рядом Кубой во время Карибского кризиса. После списания он&nbsp-30 лет простоял под открытым небом на торонтовской ВДНХ, проржавел от времени и вот сейчас ремонтируется в ангаре музея, где, видимо, и будет стоять дальше. Восстановление самолета планируют закончить к 2015 году.
&nbsp-
&nbsp-
Человек по имени Филипп Грей был капитаном аналогичного «Ланкастера» в 1944-45 годах. Он лично бомбил Кельн и Лейпциг. Остальные города-жертвы я не запомнил. Со старичком все в порядке, только дикция очень нечеткая, и понимать его шотландский акцент при том, что пропадает половина согласных звуков, довольно затруднительно. Но он очень бодр для своего возраста и с удовольствием фотографируется. Выставки такого рода для него заработок: на них мистер Грей продает за недорого собственные книги о войне со своим&nbsp-автографом. Я почему-то у него книгу не купил. Очень теперь жалею. Надо было это сделать.
&nbsp-
Это копия его навигационной карты по маршруту Ньюкасл-Прага. Я спросил, в каком возрасте люди становились капитанами «Ланкастеров». Он сказал, что ему был тогда 21 год.
&nbsp-

andanton

Похожие записи

Ко Ланг

Нет комментариев

И хотя серьёзнымы наркотиками здесь Никогда не торговал, три года…