Один день в Дании

Нет комментариев

В&nbsp-Осло мы сели на паром крупнейшей датской компании DFDS, который назывался торжественно и с претензией —&nbsp- «Жемчужина Скандинавии». Всё-таки любят мореплаватели называть свой транспорт с пафосом и гордостью! Видимо, по причине, о которй пел капитан Врунгель: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». :)))

Этот паром был, пожалуй, самым роскошным из тех, на которых мы плыли (а за путешествие мы четырежды поднимались на борт), так что полностью оправдывал своё название. Кроме того, посадка на «Жемчужину Скандинавии» была самой удачной в смысле времени суток. До этого мы отчаливали поздно, затемно, поэтому сил хватало, только чтобы устроиться, несколько минут походить по палубе и лечь спать. На датский паром мы сели в обед, предстоял светлый день, усталость еще не накопилась, и мы воспользовались этим, чтобы посмотреть на отплытие сквозь стекло закрытой палубы. Паром лавировал между скалами, в лабиринте живописных норвежских холмов, выглядывающих из воды. Это было очень красивое и увлекательное зрелище!
На пароме оказался хороший супермаркет, где мы смогли наконец-то купить датское пиво. Надо сказать, что в Северной Европе не так просто выпить что-то алкогольное, а на улице, в общественном месте — почти невозможно. Только в Дании разрешена свободная продажа алкогольных напитков. В трёх других странах пиво, вино и тем более всё, что крепче, продаётся исключительно в специализированных магазинах и до определённого часа. Так Скандинавия борется с алкоголизмом, и в принципе этот закон я нахожу правильным. Нигде на улицах Финляндии, Швеции и Норвегии мы не видели ни одного человека с бутылкой в руке. В&nbsp-Дании, как я уже сказала, с алкоголем куда свободнее, но и там&nbsp-мы не заметили никаких признаков спивающейся нации. 🙂 Купив в супермаркете на пароме датского пива, мы отправились его дегустировать в свою каюту. Пиво оказалось очень приятным! Марку совершенно не помню, так как у нас в продаже ни разу её не видела. Вечер на пароме мы провели, гуляя по палубам, катаясь на лифтах, разглядывая в рамах на стенах старые чёрно-белые фотографии, которые иллюстрировали долгую историю судоходной компании. По снимкам изучили экипаж, прочитали биографию нашего капитана. 🙂 Выпили кофе в кофейне. И&nbsp-еще интересно было наблюдать по монитору передвижение нашего лайнера в реальном времени. Мы вышли в открытое Северное море. Ну, и наконец немного фотографий парома.

Макет парома на палубе, вот так он и выглядит:

Утро на датском пароме прошло за завтраком в виде шведского стола. Почему-то для чая и кофе делалось исключение, их разносили официанты в накрахмаленных рубашках, черных жилетках и с полотенчиками через руку. Все без исключения мужчины. Интересно наблюдать, как они умудряются на одной руке ловко унести гору тарелок, чашек, ложек, вилок и ножей. Профессионалы!
Кстати сказать, завтраки на всех паромах мы оплачивали еще у себя в городе при покупке тура. Стоили они 10&nbsp-евро на человека. Сначала нам показалось, что это дороговато — для завтрака. Но ничего подобного. Теперь я точно знаю, что в таких случаях нужно платить заранее, не раздумывая. Съедали мы безумное количество еды, меняя тарелки по три раза, и затраты оправдывали себя с головой. Купить аналогичный набор продуктов в таком же объёме в магазине стоило бы намного дороже. Наверное, это были самые обильные завтраки в моей жизни. В то датское утро я даже от жадности положила себе огромный кусок любимого сыра с синей плесенью «Дор Блю». И не смогла его съесть до конца. 🙂

Наконец мы причалили к берегам Копенгагена, столицы одной из самых маленьких стран мира. Дания занимает меньше площади, чем вся Московская область, и лежит на 400 островах и полуострове Ютландия. Копенгаген размещается на острове Зеландия, здесь же обитает подавляющее большинство датчан. Редкий провинциальный город Дании дотягивает до 100&nbsp-тысяч жителей! Вся жизнь кипит в столице.

Сходили мы с парома не как обычно, через терминал и по трапу, а через трюм, из-за временных технических работ. Лайнер приблизился к берегу и, если выразиться в стиле Маяковского, зевнул и выплюнул толпу пассажиров сразу на датскую землю.

Первое впечатление от Копенгагена — очень теплая погода (Гольфстрим, однако) и культурная разнородность города. Сначала нас повели к известному символу Дании — статуе Русалочки на набережной Лангелин. Памятник появился здесь в 1913 году и связан с именем главного датского мецентата Карла Якобсена — пивного барона, основателя завода, где производятся всемирно известные марки «Карлсберг» и «Туборг». Этот человек очень почитаем и уважаем в Дании потому, что много сделал не только для пивной промышленности страны, но и для её искусства. Якобсен был невероятно поражён спектаклем по сказке «Русалочка», который однажды увидел на сцене Копенгагена, не меньше его пленила балерина, исполнившая в постановке главную роль. Под впечатлением Якобсен заказал скульптору Эриксену памятник грустной Русалочке, требуя непременного портретного сходства с прекрасной танцовщицей.
Интересно, что поначалу датчане высказались против появления Русалочки на берегу Копенгагена, но потом к памятнику приклеилось название «символ Дании», и протесты утихли. Известно, что Русалочка неоднократно страдала от действий вандалов, в 1998&nbsp-году ей оторвали голову, которую потом нашли и вернули. Ведущая нашей экскурсии рассказала, как однажды она привела к этому месту туристов, предварительно подготовив их к знакомству своими восторгами, а Русалочки вовсе не оказалось… Все застыли на месте от шока и разочарования. Было совершенно пусто. Правда, тогда причиной исчезновения памятника стал не вандализм, а очередная реставрация. 🙂 К счастью, в наш приезд ничего страшного не произошло, и мы без всяких проблем увидели легендарную Русалочку.

Из минусов Копенгагена на первое место я поставлю архитектурный разнобой улиц. Если бы руководство города следило за их единообразием и сохранением исторического облика, то Копенгаген нисколько бы не уступал остальным скандинавским столицам. Но Дания, как самая вольная страна Северной Европы, отменила законы, запрещающие строить рядом с многовековыми постройками новые здания в современном стиле. А жаль. Сплошь и рядом в Копенгагене было видно, как старинные дома сложнейшей архитектуры соседствуют со стеклянно-железными высотками. От чего вид города, конечно, многое потерял…

Но не только эти приметы свободного духа Дании бросаются в глаза даже за один день пребывания в столице. Есть и другие особенности, которые выдают «наименее северный» менталитет государства, скорее близкий к остальной Европе. На улицах Копенгагена грязнее, чем в трёх предыдущих городах. Население куда более разнородное по национальному составу. Про алкогольные напитки я уже упоминала. И, конечно, апофеозом свободолюбия Дании является район Кристиания, хорошо известный хиппи всех стран мира. 🙂 Эта ограждённая территория принадлежит бродягам, свободным художникам, торговцам марихуаной и другим любителям богемного образа жизни. Со стороны улицы мы видели обшарпанные домишки (здесь можно поселиться всего за 100&nbsp-евро в месяц), исписанные заборы и качающиеся гамаки между деревьев. Кристиания считается интереснейшим местом датской столицы, однако меня она не сильно привлекла, так как с первого взгляда чем-то напомнила полузаброшенные асоциальные районы моего города. Кристианию называют государством в государстве, этаким островком Робинзона Крузо среди цивилизации. Здесь разрешены лёгкие наркотики, а также действуют некоторые другие собственные законы, с которыми мэрии Копенгагена после длительного сопротивления пришлось смириться. Долгое время жители Кристиании не хотели платить за свет и воду из своего кармана, но после споров с местной властью им всё-таки пришлось взять эти расходы на себя. В Копенгагене, кстати, особенно часто проходят забастовки и митинги, где люди требуют всё лучших условий для жизни, хотя кажется, что они давно выпросили для себя всё, что можно. Избалованные, что тут скажешь! 🙂
Тем, кто отправится в Копенгаген и захочет поскорее найти Кристианию, нужно ориентироваться по яркой достопримечательности города — Церкви Христа Спасителя с винтовой лестницей на башне. Кристиания располагается практически у её подножия.

Из классических образцов архитектуры Копенгагена мне запомнилось здание парламента с атлантами, которых датчане называют «страдания налогоплательщиков» (налоги в Дании достигают 67 процентов),

а также впечатлила Ратушная площадь, главная и старейшая в Копенгагене.

Ратушная площадь примечательна тем, что рядом с ней располагается бульвар, памятник и музей Ганса-Христиана Андерсена. Такое внимание к сказочнику очень похвально и приятно! Согласитесь, гораздо интереснее, когда одна из важнейших улиц города носит имя автора сказок, а не какого-нибудь революционера.

В музей Андерсена мы пошли по своему желанию, в свободное от экскурсий время. Музей оказался небольшим, но очень уютным и милым. В детстве я обожала Андерсена, и то, что через много лет я очутилась в мире его персонажей за тысячи километров от дома, воспринималось как нечто нереальное. Напротив каждой экспозиции располагалось устройство для прослушивания сказки на разных языках. В это время подвижные фигурки изображали разные сказочные эпизоды.
«Русалочка»

«Девочка со спичками»

«Дюймовочка»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Принцесса и Свинопас»

«Голый король»

Очень выразительным оказался рабочий кабинет Андерсена с восковой фигурой самого сказочника:

Выйдя из музея, мы прогулялись до самой известной улицы Копенгагена — канала Нюхавн («Новая гавань»), где жил и каждый день гулял Андерсен. Слово «хавн», то есть «гавань», встречается в датских названиях сплошь и рядом. Дания вся изрезана каналами и проливами, со всех сторон её окружает море, она практически утопает в воде. Так что популярность всевозможных «гаваней» в городе объяснима. Мало того, само название Копенгаген по-датски звучит как «Кёбенхавн», что значит «купеческая гавань».
Канал Нюхавн несколько веков назад являлся средоточием купеческой жизни и водным торговым узлом города. По обе стороны канала располагались дешевые гостиницы и кабачки, где кутили моряки, из-за чего Нюхавн получил репутацию «грязного дна» столицы. Эта улица необычайно похожа на Амстердам. Я читала, что в некоторых путеводителях вместо амстердамских видов ошибочно помещают фотографии Нюхавна.

Дания — действующее королевство с богатой монархической историей, поэтому поездка не обошлась без посещения одной из королевских резиденций, основанной в конце XVIII века. Называется она Амалиенборг (в честь Амалии, жены датского короля Фредерика V) и образует площадь с четырьмя одинаковыми дворцами по сторонам, которые мне напомнили Версаль. В одном из зданий по-прежнему живёт королевская семья. Резиденция считается образцом европейского рококо.

Рядом с Амалиенборгом расположена грандиозная и торжественная Мраморная церковь, возведённая по указу всё того же Фредерика V (выше — его памятник). Церковь выполнялась из норвежского мрамора и стоила очень дорого.

В Дании нас ждала еще одна (последняя в моём рассказе) интересная и оригинальная экскурсия — поездка на завод пива Карла Якобсена, магната, о котором я упоминала выше в истории статуи Русалочки. Пивной завод Якобсена — гордость Дании, наверное, не меньшая, чем дворцы и замки. Датчане обожают собственное пиво и потребляют его не только из-за отличного вкуса, но и ради поддержки культуры страны — династия Якобсенов по-прежнему славится своим меценатством.
Старая территория пивного завода, основанного в 1866&nbsp-году, выглядит так:

На заводе Карла Якобсена производят два мировых пивных бренда — «Карлсберг» и «Туборг».

Значительная часть продукции экспортируется, и на заводе выставлены большие стеллажи с образцами бутылок датского пива из всех стран мира. Такое разнообразие очень впечатляет!

На стенах выставочных залов завода представлена полная история пенного напитка — с древнейших времён, когда пиво производилось с помощью примитивных орудий, до нынешнего расцвета империи Якобсена.
Пивная кружка эпохи викингов была сконструирована следующим образом: похожая на деревянный бочонок, огромная (пиво всегда пили в больших количествах!), снабжённая крышечкой, защищающей напиток от попадания насекомых. Сразу понятно, что опрокинуть в себя столько пива могли только очень сильные и крепкие люди!

А вот так выглядела реклама пива Якобсена в 30-х годах XX столетия.

На следующем стенде размещалась любопытная познавательная информация — здесь показаны разные эквиваленты энергетической ценности пива. Например, стакан пива по калорийности равен двум картофелинам, или 50&nbsp-г хлеба, или 1 и 3/5 яйца.

На заводе находилось немало деревянных фигур человеческого роста, создававших иллюзию присутствия рабочих в цехах (эта часть территории давно не действовала и была отдана музею). Немного жутковатое впечатление оставляли эти застывшие люди, которые, казалось, вот-вот оживут. 🙂

На заводе Якобсена содержатся лошадки в загонах, высокими барханами лежит солод, распространяя вокруг хлебный запах… Всё здесь очень хорошо продумано для того, чтобы воспроизвести процесс производства пива от А до Я. Но экскурсия была бы не полной, если бы мы не получили возможность продегустировать конечный продукт завода. Нам предложили два классических и два совсем новых сорта датского пива. Тёмные сорта оказались просто изумительными!

Кстати, и по-шведски, и по-норвежски, и по-датски пиво произносится как «эль» (с небольшими отличиями в местных транскрипциях). В Англии, насколько я знаю, так называется только определённый, конкретный вид напитка (помню, как эль бочонками пили хоббиты Толкиена), а в Скандинавии — это собственно пиво, любое.
Ну что же, пришла пора покинуть и Данию. Солнце в Копенгагене садилось, и мы собрались в дорогу.

Поздно вечером мы приехали в портовый датский город Эльсинор, откуда нам всего за 20&nbsp-минут предстояло доехать до Швеции. Такое сверхбыстрое перемещение из страны в страну возможно потому, что в этой точке находится самое узкое место пролива Эресунн, текущего между Швецией и Данией. Отсюда с датской земли всегда, даже в ненастье, виден шведский город Хельсингборг.
Эльсинор, последний в нашем маршруте город Дании, знаменит также тем, что именно здесь располагается великолепный замок Кронборг, где Шекспир поселил своего Гамлета, принца датского. Мы вышли из автобуса и подошли к крепости. В темноте, на возвышении, отрезанный от современной жизни, этот светящийся замок как будто отбросил нас на несколько веков назад. Построенный в XV веке в стиле ренессанс и окружённый рвом с лебедями, он смотрелся поистине шикарно, являясь настоящей исторической декорацией к пьесе Шекспира. К сожалению, ни одна фотография Кронборга нам не удалась, так как стало уже слишком темно. Все снимки замка, которые я позже увидела в Интернете, были дневными, и я никак не ожидала, что Кронборг на самом деле выполнен из красного кирпича. В наш приезд из-за полной темноты и дополнительной подсветки он выглядел почти белым…
Не высаживая пассажиров, наш автобус въехал на паром, и через 15-20 минут мы были уже в шведском Хельсингборге. Я&nbsp-только оторвалась от книги, чтобы прислушаться к движению, но не успела — мы уже причалили. Вот это расстояния! 🙂
Из Хельсингборга наш путь лежал через Стокгольм, но это уже другая, новая история. 🙂

olmac

Похожие записи

Тропа на Расточье

Нет комментариев

Чтобы увидеть красоту природных ландшафтов, объединяющих карпатскую и полесскую флору…