Aфганистан. Январь-2009

Нет комментариев

Посмотреть Афганистан мы хотели уже давно. Год назад начали прорабатывать варианты, заводить знакомства и планировать схемы движения.
В итоге страна вписалась в двухнедельное новогоднее путешествие Азербайджан-Иран-Афганистан-Узбекистан. Откатавшись на склонах Дизина, погуляли по Тегерану, купили билеты до Кабула, на последок слетатали на полдня в Исфахан — и вперед, к стране мечты.
Перелет афганской Арианой занял целый день — компания известна крайней нерасторопностью. Летели на новеньком боинге через Мазари-Шариф. В Кабул прибыли снежным вечером — на посадке темный город в котловине, окруженной заснеженными хребтами выглядел жутким форпостом из фентезийного фильма.
Вышли в город, спросили охрану о стоянке такси. Темными дворами нас провели к блок-посту, выловили надежного водителя, сопроводили до выезда из зоны аэропорта. Темнота, хаотичное движение, зеленые лазеры американских конвоев. Параноидальная настороженность заражает и напрягает.
Поговорили с водителем — здесь каждый второй сносно говорит по-русски — заселились в гестхаус. Вооруженная охрана, забор под четыре метра, броня, противоосколочная стенка. На входе — тотальный обыск. 60 баксов на двоих за холодную комнату с бензиновой печкой. Зато горячая вода и центр города.

Утром связались с друзьями, второй год работающими в Кабуле. Вызвонили отрекомендованное такси, поехали смотреть город. Параноя уходила. Прогнали машину по главным мечетям, погуляли по паркам, заехали на Куриную улицу посмотреть сувениры. После обеда забрались на гору через старые махали — поснимать панораму и окраины.

Два века непрерывной войны научили афганцев быть внимательными к окружающим. На каждом шагу с нами пытались познакомиться, предлагали помощь в любой затруднительной ситуации. Записная книжка в телефоне распухла от новых номеров — Кабул, Герат, Лондон, Фергана. Вечерами ходили с местными обедать в маленькие ресторанчики, а потом сидели у газовых обогревателей — обменивались фотографиями, впечатлениями и планами под нескончаемый зеленый чай из больших термосов.

Следующим пунктом программы планировался наземный переход через перевал Саланг в Мазари-Шариф. Данная затея была под вопросом по причине достаточно снежной погоды. Пробили тему перелета — летают раз в неделю, а сидеть в столице еще 5 дней не хотелось.
Хозяин геста позвонил брату — генералу армии, расквартированной в Мазари. Тот выяснил обстановку на дороге и дал добро на поездку. Доехали до стоянки междугороднего такси и вчетвером — в компании пожилой пары афганцев — отправились к знаменитым салангским тоннелям.
Сам Саланг зимой непримечателен — невысокие заснеженные горы и дорога по ущелью. Но тоннели — да, преисподняя, заполненная выхлопными газами, паром, темные узкие коридоры, залитые грязной водой и нескончаемо долгие. Пакистанские грузовики и отечественные камазы, выныривающие из густого подземного мрака.
А за Салангом начался настоящий Афганистан — без заборов, колючки, автоматчиков. На обочинах значки минных полей, ржавая советская военная техника. Базарчики, ресторанчики со сказочными шашлыками, люди без признаков нескончаемой настроженности в глазах. Потрясающие релаксовые места. Дорога, которая открыла нам истинное лицо Афганистана.
Поздним вечером прибыли в Мазари. Заселились в местный гест. На улице — классическая Индия. Грязь, машины, хаотичный рынок, шум и иллюминация.

Утром пошли смотреть гробницу Али — зятя Мухамеда. Небесного цвета комплекс со стаями белых голубей.

Планы сгонять на пару часов в Балх отменили — опасались застрять на узбекской таможне. Оказалось, небезосновательно. Сторговали такси и покатили по пустыне, обгоняя караванчики афганских верблюдов, в сумрачный Узбекистан.
Общие впечатления — из всех пройденных стран Афганистан — самая атмосферная, живая и искренняя. Мы обязательно туда вернемся, возможно и в этом году. Пока страна не истоптана туристами, не закормлена Китаем и не задавлена Индией, она останется истиным сокровищем для путешественников.

Автор: alware

Похожие записи

Замок Саладина

Нет комментариев

Салах-ад-Дин (Саладин по арабски) довольно неоднозначный персонаж, как у украинцев…