В минувшую пятницу мы посетили Хирбет Самара, развалины самаритянской синагоги IV века, расположенной на 557 дороге, недалеко от КПП Туль-Карем и еврейского поселения Эйнав. Сегодня Хирбет Самара представляет собой довольно печальное зрелище (если бы не весеннее буйное цветение), а когда-то это была одна из самых роскошных самаритянских синагог, и сегодня представляющая для историков и археологов большой интерес.
Так как синагога самаритянская, ориентирована она не на Храмовую гору, -как обычные еврейские синагоги, а на гору Гризим, расположенную по-соседству. Одной из самых примечательных находок на территории останков синагоги стали ее удивительной красоты мозаики — одни из самых -древних и ярких, когда-либо раскапывавшихся в Израиле. Благодаря Ицхаку Магену сегодня мы можем рассмотреть их в музее мозаик Постоялый двор доброго самаритянина около Мицпе Йерихо. Напольные мозаики были вывезены с Хирбет Самара (как и со многих других самаритянских синагог), помещены в музей, а сами развалины остались стоять под открытым небом.
Очевидно, синагога была построена на месте уже существовавших римских -построек. Ее площадь составляла 12,7х16,4 метра, также к ней был присоединен притвор 3,4 метра в длину. Синагога имеет апсиду, однако, как и в другой самаритянской синагоге в Цур Натан, видимо, она была пристроена несколько позднее. Вдоль стен в синагоге располагались продольные каменные скамьи с дополнительным рядом для ног. В Хирбет Самара не было обнаружено явного места для хранения Торы, однако, вероятно, -Тора размещалась в апсиде, обращенной к горе Гризим. Некоторые археологи считают, что изначально свитки были мобильны, и хранились в месте, где после пристройки апсиды, были установлены каменные скамьи. В поддержку этой версии говорит обнаруженная в этом месте -мозаика, на которой изображена Скиния. Во время одного из самаритянских восстаний синагога была разрушена, а затем восстановлена в ранний арабский период.
Как я уже писала, наиболее значимыми находками в Хирбет Самара стали редкой красоты напольные -мозаики. Для всех самаритянских синагог свойственно дорогое и подробное мозаичное декорирование, бывшее чуть ли не единственным украшением подобных синагог. На мозаиках самаритянских синагог не было изображений людей, животных и других символов, изображение которых считалось нежелательным. Основные элементы мозаик — привычные кувшины с вином, плоды Земли Израиля, лопатки для благовоний, меноры и Ковчег. Помимо многочисленных сложных геометрических рисунков, на мозаиках Хирбет Самара -изображены пустые птичьи клетки и цветы. Также встречается изображение предмета, который Ицхак Маген называет «трубы», очевидно, аналогичные изображениям шофара в еврейских синагогах.
Однако все это намного менее интересно по сравнению с самой впечатляющей мозаикой, обнаруженной в Хирбет Самара. Согласно самаритянской традиции, именно так выглядел вход в Скинию, где хранился Ковчег Завета. Аналогичные изображения можно встретить и -на других самаритянских мозаиках (а также двух церквях), однако эта — самая большая и красивая.
Вход в Храм в данном случае выполнен в тетрастиле (греч., tetras четыре, и stilos колонна. Храм с четырьмя колоннами на переднем фасе). В Хирбет Самара таких мозаичных изображений было обнаружено два. Одна мозаика -располагалась -между скамьями -вдоль южной стены здания. На ней изображены четыре ионические колонны с Сирийским фронтоном, декорированным ракушкой, -а за одну из колонн зацеплен занавес, прикрывающий вход в Скинию.
Вторая мозаика с изображением входа в Скинию намного -меньшего размера и менее детальная, и встроена она в геометрический рисунок.
Другие мозаики, обнаруженные в Хирбет Самара (все эти и две выше выставлены в музее мозаик):
В центре этого медальона изображена птичья клетка, финиковые пальмы и гранатовое дерево с плодами (слева). Считается, что на этих медальонах -изображены, скорее всего, 7 плодов Земли Израиля (Дварим, 8:8): «В страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда». Согласитесь, она невероятная.
Стоит отметить, что самаритяне не были большими новаторами в мозаичном искусстве, и зачастую пользовались уже готовыми примерами. Вместе с тем, отсутствие изображений живых существ на их мозаиках является одним из аргументов в пользу того, что в вопросе соблюдения буквы Торы они были большими ревнителями, чем евреи того времени. Да и вообще, большинство самаритянских построек не отличались особой роскошью убранства и декорированием.
Из Хирбет Самара вывезли только те мозаики, которые представляли хоть какой-либо интерес. Все остальные, простые и дешевые, так и остались на раскопках. Особого интереса и ценности они не представляют, поэтому продолжают заростать сорняками и разрушаться.
Что еще прекрасно в Хирбет Самара помимо вывезенных мозаик? Безусловно, красивые виды на окрестные холмы Самарии, оливковая роща, цветы и свежий воздух.
seagull_gull