Озеро Адуэда: я знаю где рай

Нет комментариев

Вспомнил тут по фоткам, что провёл весь июль в Абхазии! Да, это было замечательно. Особенно в горах, когда мы ходили на одно чудесное озерцо. Так и не вспомнил бы всё это, если бы не фоты. Пять месяцев Карабаха очень качественно отформатировали мою память: какая уж тут летняя Абхазия? 🙂 Хм.. Наверное фотографии для того и делают, чтобы потом вспомнить где был-то в жизни?? Ладно, прочь пустое…
Вот хайлайт моего лета — озеро Адуэда.

Всё началось ещё прошлой зимой, когда я у каждого абхаза спрашивал: «А где в Апсны есть красивое место? Очень красивое! Самое красивое!»
Мыслил я примерно так: «мы (пришельцы) видим красоту здесь во всём: в каждом холме, в каждом листике, в каждой пылинке&hellip- Они (автохтоны)- нет. Для них понятие «красивое место» меряется другими координатами и лежит в другой эстетической сетке.» Более чувствительной и утончённой — добавил бы я сейчас. По крайней мере, в отношении к природе.
Тобиш, если абхаз-охотник говорит «там красивое место», значит там космос, который вы никогда не забудете. Проверено.
Адуеда и весь Кодорский хребет, на котором расположено озеро, одно из таких мест! Попасть туда можно только козьими тропами пешком или верхом и только летом. Вот мы туда и направились с Катей!

Катя прежде в Абхазии не бывала. Естественно, сразу по приезду погрузилась в эйфорическое состояние и наслаждалась им до последнего момента (адского подъёма в джунглях :-). Круто наверное вырваться из буднично-менеджерского контекста, забраться к озеру на два километра вверх, а через день снова управлять живеньким рестораном в аэропорту. Гы-гы.
Начинался путь с города-героя Ткуарчала. Когда-то здесь жили счастливые, люди в красивых домах. Они были обеспечены работой и всеми мыслимыми благами, т.к. в округе полно залежей каменно угля, а значит во всю работали шахты. Ткуарчальцы рассказывают что работать приезжали со всего Союза и даже из Греции и Польши. Хорошая кормушка была здесь. Высокогорный райский городок с канатной дорогой, градообразующим заводом. Потом война. Блокада города. Подбитый вертолёт с женщинами и детьми…
&nbsp-&nbsp-
фото stasi_majeur&nbsp- и haikky&nbsp-
Сегодня всё медленно, но верно восстанавливается. Дома с чёрными глазницами выглядят уже не так пугающе. Людей на улице побольше стало. Некоторые жители возвращаются. Приезжают и новые. А пока здесь обитают милые и простые люди, которые рады что мы приезжаем не только на море, но и к ним, в горы.
Ещё одна штука, которую только в тот раз заметил &ndash- обилие шприцов, разбросанных по городу 🙁
Посмотреть и почитать про Ткуарчал можно здесь, здесь и ещё много где…
Мы жили у доброго дедушки с милой бабушкой. Я ещё раз убедился что babushka — это общечеловеческая универсалия. Бабушка — это значит забота, значит ты сыт, уложен спать в тёплую постель и т.д. и т.п. Все Бабушки одинаковы в своём про-материнском начале. Отличия есть на уровне культуры, а общечеловеческие качества — константа.
В одном месте по реке Геджирке дед Толя хочет облагородить берег. Здесь есть небольшая заводь, в которой свежо купаться летом. Место называется «Чистое место».

Наша цель -это дойти до Адуэды. Как нас заверили, прямо перед ней будет балаган с пастухами. По нашим расчётам добраться до них можно было за день-полтора умеренного хода. Идти чуть более 30 км. На телефоне записана карта, а в голове советы стариков, где и как свернуть.
Вышли бодрячком, но после традиционной утренней чачи, мы прошли немногим более пятсеми километров. Заползли на лесистый гребень, и начался тропический ливень. Стало очень сыро, мы наскоро развернули палатку и заснули под шум дождя.
Утром встали раньше Солнца. Наконец-то пришло осознание места, где мы находимся. В Колхидском лесу! Описать ощущение сложновато. Самый избитый, но подходящий эпитет — «сказочно».

Но может быть пара слов специалиста и научное видение прояснят суть предмета:
Местные леса является частью уникальной ботанико-географической провинции Колхида (амфитеатр гор восточного Причерноморья от Туапсе до Трабзона), которая представляет собой убежище древней доледниковой флоры и стоит в одном ряду с такими мировыми рефугиумами (участками земной поверхности, где группа видов пережила неблагоприятный период геологического времени, в течение которого на больших пространствах эти формы жизни исчезали) флор умеренных широт, как Калифорния, Аппалачи, Уссурийский край. &nbsp-Все эти убежища древних флор располагаются в пределах Средиземногорной ботанико-географической области охватывающей горные страны умеренных широт, куда входит и Кавказ. Именно горы с их богатым экологическим спектром являются центрами образования новых видов и сохранения древних реликтовых растений (входящих в состав современного растительного покрова как пережитки флоры минувших геологических эпох), которыми так насыщена флора Абхазии.
А Колхидским лесом называется лиственные смешанные леса, отличающиеся от других лесов Кавказа, развитием особого, вечнозелёного яруса в подлеске. Наиболее характерно Колхидский лес Третичного периода проявляется на высоте 50 — 600 м. Выше он сменяется обычным типом кавказского леса. Основные деревья здесь:&nbsp-дуб, бук, каштан, граб, и ольха.
Другим характерным элементом подлеска являются вечнозелёные кустарники или небольшие деревья:&nbsp-самшит, рододендрон, (который поднимающий в горы и выше его предела), лавровишня, падуб, тисс… В хорошо-сохранившемся лесу нетронутый вечнозелёный подлесок развит в форме густых, мало доступных зарослей, что предопределяет сильное затенение почвы и в связи с этим бедность травяного покрова.
В&nbsp-двух словах, Колхидским лесом можно назвать смешанный лиственный лес с кучей эндемиков, реликтов и вечно-зелёным подлеском.
Одежда среди такой флоры намокла сразу. По возможности разоблачились и остаток дня прошагали обмотанные мокрым тряпьём. Шлось тяжеловато, ибо:

  • Ориентироваться в таком густом лесу достаточно сложно.
  • Тропинка была не явной, часто пропадала, приходилось уповать на интуицию.
  • Жестокие подъёмы сдобренные скользкой грязью и эпизодические ливни выматывали до нельзя.

К середине дня лес стал редеть. Деревья начали стелиться.

Наконец мы вышли в зону субальпийского пояса, где деревья уступают место кустарничкам и лугам. Батарейка на телефоне села, мы остались без карты. Теперь только под ноги смотри — вокруг туман.
На какое-то время Солнце увидело нас. Я увидел себя.

Нетронутая природа чревата нескончаемым восхищением.

Ландшафт очень радовал, и мы без устали протопали ещё часа два. Смеркаться стало очень быстро и пришлось спешно собирать засохшие коряги рододендронов. Мы остановились у речки, за огромным валуном, съели последнюю шоколадку, попили чайку у маленького костерка и вырубились.
Утром обнаружили, что встали у какой-то лавочки с вырезанными надписями. Вот что значит место нагуженное.
Вокруг очень красиво! Порадовались Солнцу, месту&hellip- Начали неспешно собираться, и о Боги..! Нашу долину и огромную скалу, в сторону которой мы решили направиться, за считанные минуты затянул непроглядный туман! И снова смотрим под ноги в поисках редких козьих какашек.
Через какое-то время мы заползли на очередной склон. Хоть туман и скрывал от нас все красоты, но мы заметили, что растительность сменилась:&nbsp-кустарники стали ниже. Теперь много лопухов и папоротников. И цветы, цветы&hellip- Цветы во многом множестве.

Кое-где снежок ещё не сошёл.

Уже второй день мы представляли добрых горцев, которые накормят нас козьим сыром и мацони. Обогреют костром, расскажут байку и укажут верный путь на озеро, но они что-то не появлялись. Меж тем, красоты вокруг поражали. При таком и пустой живот&nbsp-не особо тревожит&nbsp-:-)

Речки холодные,&nbsp- пришлось попрыгать по камушкам. Правда Катя похожа здесь на Сашу Лойе из Ералаша? 🙂

По нашим ощущениям мы прошли уже все 40 км, но намёка на человеческую жизнь не было. Может вернуться обратно?
Перед маленьким спуском к реке мы присели принять решение. Отдохнули, поняли что терять уже нечего и направились вниз, а оттуда наверх в туман…
И о чудо! Поднявшись на другой берег я увидел очертания чего-то квадратного! Вагон! «Люди! Ура!»
Из вагона, как по сигналу выскочили несколько человек. Все офигевшие, бегут к нам обниматься, мы к ним! Давно людям так не радовался 🙂 Все стали суетиться. Распрашивать как космонавтов:&nbsp-«Кто? Что? Как?&nbsp-Откуда? Сами? » Да, это было очень радостно. Наверное так встречают воду в пустыне.
Живут пастухи летом в этих двух балаганах. Есть ещё и вагон-прицеп, который закинули вертолётом.

Каморка-коптильня проста и неухожеьна, что характерно для всех мужиков пастухов. Единственное исключение я видел в Карабахе рядом с горой Кирс: пастух сразу после еды мыл посуду и расставлял её на сушку!
Под потолком коптится мясо и желудочки, сыр к моему сожалению не коптили. В котле — абыста.&nbsp-

Это наш стол с хлебом и повар с мешалкой.

Скромно, по-охотничьему и истинно по-абхазски: абыста, копчёное мясцо джейрана, аджика, козий мацони и фронтовые сто.

По кругу пошла бутылка добротной чачи. К моему удивлению некоторые пить отказались, объясняя повышенным атмосферным давлением.
Узнали много нового…
Озеро оказалось священным. Ну относительно табу на пребывание женщин в горах было известно и раннее, а вот о запрете на омовения в священных водах Адуэды мы узнали только сейчас. Хотя и так холодно было, какое там купание.
Пастухи все ткуарчальские. Соседи. Один&nbsp-просто пришёл «подышать воздухом недельку». Другой уже месяц здесь. Все они так и не переставали искренне удивляться и радоваться нам, ведь за последние 20 лет здесь вообще не было туристов! Видно было, что мы разбудили в них воспоминания о счастливых временах, когда на каждом склоне стояло по балагану, летом кипела жизнь, а через местные горы ходили туристические группы со всего Союза.
Обрадовались ещё и потому, что мы решили дойти именно до Адуэды. За такое дело охотник Дади подарил нам свою личную тропу до Ткуарчала, которой можно срезать добрую десятку километров. Называется она &laquo-Дорога Дади&raquo-.
Хоть мы и внесли в их мир какой-то свежести, но присутствовал еле-уловимый нервоз. Оказалось, что они уже второй день ждут вертолёт с провизией, дровами и главное — с сигаретами! Без палочек здоровья один из пастухов словил серьёзную депрессию. Все его дружно стебали, хотя было видно что самим им не сладко 🙂 Из-за туманов вертолёт не мог вылететь, и каждый час простоя увеличивал и без того немалую стоимость аренды.
В тот день мы очень устали, даже звёзд не увидели — сразу заснули крепким альпийским сном.
Проснулись от звука пропеллера где-то над головой. Наскоро натянув одежду, я выскочил чтобы втянуться в разгрузочную гонку. Пара секунд, и вертушка скрылась за горами, оставив после себя лишь гулкое эхо. Через минуту и оно исчезло.
Тут я заметил что нас стало больше. Приехало около десяти новых персонажей:&nbsp-рослые мужики и по-мажорно-спортивному одетые парниши. Несколько дорогих винтовок с оптикой, палатки, куча провизии. Видно что если отдыхать приехали, то с размахом.&nbsp- Как мне пояснили позже: «абхазская мафия прилетела поохотиться» 🙂 Знакомится&nbsp-особо не хотелось.

Сразу после завтрака устремились на озеро, ведь именно ради него мы так долго шли!
Небо порадовало чистотой, и мы на одном дыхании прошагали до самой вершины хребта.

Отсюда берёт начало река Моква. Здесь очень хорошо видно как умирают горы:&nbsp-вода, снег, ветер делают своё дело. Но мы этого никогда не увидем, только осыпи будут напоминать о непрерывности процесса.

И вот, с вершины хребта всё увидели. И Адуэду, и Главный Кавказский Хребет! Справа за гребнем ещё озерцо маленькое. А в округе очень много интересных мест: гигантский камень, под которым можно жить. Огромные водопады. Речушки и много раз «цветы»…

Говорят, что фотографии иногда красивее чем «на самом деле».. Я думаю что всегда по-разному. Но здесь любая картинка не сравнится с тем ощущением что дарят эти горы воочию. Сказать «красиво» как-то и не уместно даже…
Я не так уж и много где и бывал, но в категории «Самое божественное место» Адуэда — на первом месте. Хотя какие тут места и хит-парады — Космос!
По случаю увиденного ритуально съел мацони.

mazzoniguide

Похожие записи