Миклухо-Маклай. Первые встречи с папуасами

Нет комментариев

turizm76

Впечатления от первых встреч с местными жителями — еще в те дни, когда в бухте стоял &#8220-Витязь&#8221-, — не могли не быть противоречивыми, одновременно обнадеживающими и тревожащими. С одной стороны, ни одного столкновения, никаких эксцессов. С другой стороны, папуасы были явно встревожены приходом корабля и работами на берегу, они решительно противились появлению белых в деревнях, стращали оружием, прятали женщин и детей.

Но уже в первый день после высадки на берег Миклухо-Маклай встретился с папуасом, которому суждено было сыграть в его судьбе такую большую и светлую роль, что имя Туй (на иллюстрации) стало поистине историческим и неизменно упоминается рядом с именем Маклая. &#8220-Папуас этот был среднего роста, темно-шоколадного цвета, с матово-черными, курчавыми, как у негра, короткими волосами, широким сплюснутым носом, глазами, выглядывавшими из-под нависших надбровных дуг, с большим ртом&#8230- Хорошо сложен, с достаточно развитой мускулатурой. Выражение лица первого моего знакомца показалось мне довольно симпатичным&#8221-.

Сближение шло быстро, и Туй стал частым гостем Маклая, приводил к нему и других, обнаружил много понимания в общении с ним. От Туя путешественник получил первые познания в языке. Маклай был убежден, что знание языка — единственное надежное средство для преодоления недоверия, равно как и единственный путь к пониманию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Главное препятствие в обучении заключалось в том, что невероятно трудно было узнавать слова, обозначавшие такие предметы, действия, состояния, на которые невозможно указать пальцем.

Каждый день приносил новые и разнообразные факты и сведения: Миклухо-Маклай фиксировал антропологические данные и наблюдения над физическим развитием папуасов, описание трудовых процессов, зарисовывал хижины, детали одежды, украшений и т.д.

Любая встреча — повод для очередного маленького эксперимента, теста, наблюдения. Маклай рассматривает ступни ног, отмечая их особенности, остригает ногти рук и сравнивает со своими, интересуется мускулатурой, состоянием кожи, характерными жестами.

Он подробно описывает процесс приготовления еды из мякоти кокосового ореха, пользуется каждой возможностью, чтобы набросать пером или карандашом портреты знакомых. Маклай знает — для антрополога и этнографа нет мелочей: все важно, все надо знать.

Бывали дни, когда Миклухо-Маклая посещало до 40-50 человек. Обычным делом стал обмен. Маклай скоро заметил, что папуасы ценили в первую очередь те новые для них предметы, из которых они могли сразу же извлечь прямую пользу. Они довольно быстро приспособили бутылочное стекло для бритья взамен не столь острых осколков кремня или кусочков раковин. Со своей стороны, папуасы приносили путешественнику кокосы, бананы, а иногда даже поросят, так что Маклай мог разнообразить свой стол. Это было тем более важно, что запасы его иссякали, а охотиться он пока не решался, чтобы не пугать папуасов выстрелами, а главное — чтобы не открывать им тайны огнестрельного оружия. Ему по книгам было хорошо известно, как часто клали конец нормальным отношениям путешественников с туземцами первые выстрелы, даже, казалось, не приносившие вреда.

По мере сближения с папуасами (пока только с взрослой мужской частью населения, так как женщин и детей туземцы продолжали скрывать) Маклай все больше проникался уважением к ним: многие их нравственные качества импонировали ему, многие трудовые навыки и способности приводили в восхищение. Он отмечал у них отсутствие корыстолюбия и бытовых пороков, столь обычных для общества, в котором жил он сам. Его дом был всегда открыт — и все сохранялось в целости&#8230-

Читайте далее: Миклухо-Маклай. Перелом в отношениях с папуасами

По мотивам журнала “Живописная Россия” №4 2003

Смотрите также:

Знаменитые мотоциклы одесса-

Существует ли выключатель для АЭС?

Долгосрочная аренда квартиры в Одессе.

Похожие записи