Герцеговина. Купреское поле

Нет комментариев

Дикие кони водятся в Боснии в горах между Купресом и Ливном, что политически уже считается Герцеговиной, однако местные жители к нашему удивлению это упорно отрицали и заявляли, что они живут в Боснии (что было довольно приятно, потому что мне раньше казалось, что местные хорваты, так же как и сербы спят и видят, чтобы подальше от Боснии отдалиться и никак себя с ней не ассоциировать).
Если посмотреть на карту Боснии, Ливно находится в такой близости от хорватской границы, что совсем даже верится, что это уже Герцеговина. Но местным жителям, конечно, виднее.
Вот так выглядит этот край — красными точками обозначены города, между которыми находится то самое Купреское поле, а стрелочка примерно указывает на него.

Ехали мы двумя машинами — я и Руфад в одной, Ульяна и ее парень Самир — в другой. Выезжали из Санского Моста рано утром, и сначала было довольно сумрачно и даже накрапывало (мы даже расстроились), но на подъезде к Яйцу развиднелось, стало&nbsp- жарко в машине от яркого солнца, так что еще и по Яйцу погуляли — мы-то там уже не раз были, но Ульяна никогда не была, а Самир в далеком детстве на экскурсии.
Вот так было в пути вначале

Я уже когда-то писала, что туман в горах по утрам — обычное дело в любую погоду и время года

Уже упоминаемое у меня место — Пливское озеро, неподалеку от Яйца. Не могу не поставить снова его фотографии из-за цвета воды.

В Боснии уже распустились котики. Тут они называются «цица-маца», что почти одно и то же, так как «маца» по-боснийски это и есть «котик».

Прогулка в Яйце. Украино-боснийские папарацци 🙂

Кто-то когда-то просил водопада — его есть у меня 🙂

Не знаю, что там ловится, в центре-то города, да перед самым водопадом, но народ старается:

И вот уже от Яйца погода начала радовать — для такого цвета неба никакого фотошопа не надо

Но чем ближе была Герцеговина (которая по идее на юге), тем севернее становились виды:

Супружник обещал, что Герцеговина начнется за горным перевалом под названием Купрешка врата (двери Купреса, так сказать) — и вот мы его перешли:

Типа Швейцария

В Купресе мы забрали нашего проводника Божо, который сильно хвалился тем, что он агроном лечебных трав и может долгое время без всего прожить в горах.
Вот такой вот агроном Божо:

И от Купреса еще 30 километров до Купреского поля, где зимой совсем близко к дороге выходят дикие кони. Летом их там днем с огнем не сыщешь — они уходят далеко в «высокие горы», где не так жарко и есть где скрыться в тени.

По растительности Герцеговина (или, если верить местным жителям, еще юго-западная Босния) очень сильно уступает северной половине страны, в частности нашей Краине. Так что я коней вполне понимаю.
И вот, мы на месте — в чистом поле останавливаем машины возле строения, похожего на автобусную остановку — это станция снегоуборочной службы. Внутри больше похоже на стойло — сами угадайте из-за чего 🙂

Отсюда идем пешком вправо — типа гуляем и высматриваем коней. Следов не видно — утром прошел снег. Вернее, следы есть, но следы так сказать жизнедеятельности, а не копыт 🙂 Да и то довольно старые, хотя — много!

Горы вдалеке — это тот самый Динар, из-за которого у нас в Боснии не субтропический климат и не так тепло зимой, как в Черногории или Далматии.

Эти украинские папарацци пролезут везде 🙂

Таких крестов в Герцеговине много в горах — не знаю, зачем они стоят. Супружник утверждает, что так «католики метят свою территорию» :)))

Следы цивилизации как всегда портят виды, но зато мобильная связь в этой глуши — как в центре города.

Заснеженная гора слева называется Цинцар — высота 2005 м.

Коней выглядываем до боли в глазах, но их все нет. То примем куст за коня, то камень, но зум снова и снова рассеивает наши заблуждения.
Зато видели лисицу — я всегда думала, что они меньше. Саму лисицу конечно запечатлеть не успели — она оказалась очень шустрым животным, но следы, ведущие от куста к кусту — пожалуйста

А коней все нет… (((
Это нагромождение камней снято с очень большим зумом — оттого мутновато. Такие нагромождения (конечно же, рук человеческих) везде встречаются по горам — их назначения я не знаю.

Две маленькие точечки всередине снимка — увы, все еще не кони, а всего лишь Самир и Божо.

Вот это типичный герцеговский пейзаж — горы, равнины и камни. Потому боснийцы называют герцеговцев «каменяри» (то бишь, каменщики). Масоны они, короче 🙂

Главным недостатком данной прогулки было то, что я промочила ноги так, что ботинки чвакали при каждом шаге, и оттого начала уставать и мерзнуть. К тому же оставила в машине кенгурушку с капюшоном, потому немного мерзли уши на ветру.
В добавок, когда мы возвращались назад, то немного не рассчитали и вышли точно к нашим машинам, но… тридцатью метрами выше. На отвесную стену. Сами машины были полускрыты станцией, при этом возле них раздавались какие-то цокающие звуки, так что мы на один момент даже подумали, что пока мы там скакали по горам, кони спокойно себе сидели возле наших машин и жевали дворники.
Супружника эти звуки так всполошили (наша машина была закрыта от взгляда полностью, самирова — наполовину), что он побежал вприпрыжку вниз, оставив жену на вершине с мокрыми ботинками и замерзшими ушами.
И тут я как-то неприлично запаниковала, тем более, что агроном Божо спокойно себе по прямой спустился вниз, не обращая внимания на то, что мы все еще наверху и мягко говоря в затруднении насчет того, как же спускаться.
И я позвонила мужу и сказала ему дрожащим голосом, что он меня тут оставил и что я ему этого никогда не забуду. После чего развернулась и все-таки пошла в далекий обход вниз.
Спасибо Ульяне, которая меня не оставила в беде и пошла со мной.
По дороге вниз Ульяна и Самир нашли все-таки кусок коня — а именно — копыто.

Я и не знала, что фраза «отбросить копыта» может быть буквальной 🙂
Так я и не увидела диких коней (хотя мне никто не мешает приехать туда еще раз).
Дальше мы поехали в Ливно, где Ульяна, Самир и Божо остались, так как возвращаться им надо было в Сараево, то есть в противоположную сторону, а мы с мокрыми ногами отправились домой.
Всего лишь в нескольких километрах от Купреского поля снова началась весна

Это я сняла в Ливно — просто вдоль дороги стоят, древние — турецкие.

В очень забитом городке с гламурным названием Гламоч мы больше не смогли терпеть мокрые ноги и выскочили купить себе сухие носки (один из уроков путешествия — ВСЕГДА возить с собой сменную обувь и носки, тем более мы же на машине!). Носки купились в продуктовом магазине и так мне понравились, что я купила сразу две пары.
Вот посмотрите — это же сплошной гламур!

Гламочское поле, вдоль которого дальше лежал наш путь — это в основном болото с горами вдалеке

За Гламочем нас остановила полиция на предмет проверки документов и спросили, есть ли у нас с собой цепи для колес. Мы ответили утвердительно, а сами удивились — какие цепи, когда весна на дворе. Но через пару десятков километров поняли, почему они интересовались.
Ибо снова началась зима

Совершенно новогодние елки — резкий контраст пустыням Герцеговины

Хотя у нас в Боснии тоже есть камни

Путь назад был не очень удобный — почти постоянно в горах и иногда такие крутые повороты, что видишь собственный бампер. Но мы справились!
Амизон, колдрекс и две пары гламурных носков сотворили чудо — я даже не заболела, хотя вчера были все признаки этого.
Да, и самое главное — где-то за Гламочем мне позвонила Ульяна и сказала, что по дороге из Ливна назад они таки нашли коней!!! Почти там же, где мы их искали вместе! Огромный табун, штук пятдесят!
А нам не явились! Подлые животные… Хотя, может быть, они хотят, чтобы мы приехали в эти места еще раз?

dyvo

Похожие записи

Боливия

Нет комментариев

у нас был замечательный гид, вильям филлип, который сразу сообщил,…