Босния и Герцеговина

Нет комментариев

Часть первая. В горы.

Все началось с идеи совместить разведывательно-познавательную поездку на север Черногории с небольшим отпуском, который все так долго ждали. На этот раз объектом нашего внимания стал маленький горный городок Плужине и удивительные природные красоты, окружающие это место. Мы отправились туда, где живописная горная река Пива, пробивая себе дорогу через горные массивы и образуя неповторимые по красоте каньоны, превращается в легендарное Пивское озеро, излюбленное место местных рыбаков и многочисленных туристов. На самом деле это водохранилищем, созданное человеческими руками в ходе строительства гигантской гидроэлектростанции. Когда-то это грандиозное сооружение считалось одним из мощнейших источников электроэнергии в мире. И мы непременно собирались посетить это известное место.
Сборы, как это часто бывает, проходили в последний момент. Поэтому никто особо не церемонился при выборе необходимых вещей, кидая в автомобиль, что попадалось под руку и хотя бы гипотетически могло стать полезным в нашем путешествии. Счастливые и немного взволнованные в предвкушении предстоящего пятидневного отдыха, мы двигались к нашей цели – городу Плужине. Хорошо знакомый путь из Будвы до Никшича не преподнес нашей команде никаких сюрпризов. Самым интересным событием на этом участке пути стал импровизированный пикник. Миновав Подгорицу, мы почувствовали легкое чувство голода, и было принято единогласное решение искать место для перекуса. Еще теплые чевапи, кое-какие овощи и другие вкусности ждали своего часа в багажнике автомобиля. Увидев, сияющий в горах монастырь Острог, мы свернули с дороги, решив пообедать вблизи этого чудотворного места. Хорошенько перекусив, немного передохнув и вдоволь налюбовавшись местными пейзажами, мы двинулись дальше в направлении Никшича.
В городе была лишь одна короткая остановка, где мы купили какие-то конфеты и сделали пару кадров. Покидая промышленную столицу Черногории, наша команда впервые за долгое время пребывания в Черногории двигалась по тем местам, которые были нам совершенно не знакомы. Мы с удовольствием читали дорожные указатели, периодически сверяясь с картой, всматривались в горные пейзажи и живо обсуждали каждый населенные пункт, который встречался на пути нашей дружной компании. В этот день в планах было непременное посещение черногорского этносела. Все четверо были немало наслышаны об этом месте, и очень хотелось посмотреть собственными глазами деревню, построенную в лучших черногорских традициях. Свернув с основной магистрали в районе поселка Бресна, наш автомобиль помчался по огромному плато мимо просторных пастбищ, одиноких домков и каких-то лесопилок, следуя многочисленным указателям с надписью «Etnoselo». Преодолев несколько километров проселочной дороги, мы остановились перед большим знаком, на котором красовалась надпись «Disneyland». Этот странный дорожный указатель немало нас удивил и развеселил. Заинтригованные и уже немного уставшие мы двинулись дальше, чтобы скорее посмотреть, что же там за этносело такое, где есть даже Диснейленд.
Наконец мы достигли цели, и, припарковав свой пыльный «внедорожник», направились к причудливой деревянной изгороди. Все увиденное в этом месте, было очень даже забавным. Особенно Диснейленд, который представлял собой крохотную детскую площадку с парой каруселей. Теперь немного об этноселе. Это небольшой комплекс домиков, рассчитанных под сдачу в летний сезон, ресторан, Диснейленд и… пожалуй, все. ? Откровенно говоря, российского туриста, искушенного качественным отдыхом на всевозможных загородных базах, заимках и санаториях, подобным этноселом удивить нелегко. Но, тем не менее, это место нам понравилось. Чистый горный воздух, бескрайние по меркам черногорского приморья просторы, и тишина придутся очень кстати уставшим от повседневной рутины людям. Отсюда можно совершить несколько увлекательных походов и прогулок, среди которых сплавы, джип-сафари и многое другое. Мы зашли в таверну, искусно украшенную в национальном стиле, чтобы немного перекусить и отправиться дальше. Пара стаканов местной медовины придала немало «бодрости» уставшим путникам, так что этносело мы покидали довольные и счастливые.
Из бортового «патефона» доносились знакомые мелодии российских и советских исполнителей, и под эту музыку мы весело продолжали взбираться куда-то ввысь. Сквозь деревья уже стали проглядываться изгибы реки Пива. Однако мы никак не могли найти подходящее место для остановки, чтобы сделать несколько кадров. Те, кто знает, что такое горные черногорские дороги, меня поймут. ? Чуть позже место было найдено, но заряда аккумуляторов в камере хватило лишь на два снимка. Однако мы не стали огорчаться, решив что все самое интересное еще впереди.

Через пару десятков километров дорога пошла круто вниз и нашему взору открылся уютный городок Плужине. С высоты мы увидели полную панораму города! Расположившись на берегу знаменитого озера среди величественных гор, он смотрелся действительно прекрасно. И мы, в очередной раз посетовав на севшие батареи фотоаппарата, отправились искать место на ночлег.
Мы спустились в город, где приветливая бабушка рассказала, что единственный отель находится прямо на берегу озера, а ехать нужно все время прямо. Последовав совету старушки, мы спустились к озеру и увидели заветную надпись «Hotel «Piva». Старое, потрепанное здание эпохи союзной Югославии, слабо походило на отель в нашем понимании. Мы не сразу решились зайти внутрь и решили для начала немного прогуляться по округе. Не смотря на спустившиеся сумерки, мы по достоинству оценили красоту этих мест. С высоких берегов Пивского озера открываются поистине удивительные виды. Наш отель расположился на самом краю высокого обрывистого берега. Предположив, что из окон в номерах открывается отличный вид на горное озеро, мы поспешили внутрь, чтобы лично в этом убедиться. Нам показали номера, спросив при этом, все ли нас устраивает. Устраивало, конечно, далеко не все. Однако, понимая, что другого выбора просто нет, все дружно покачали головами и принялись осматривать свои владения. Номера наши больше походили на комнаты в общежитии. Но порадовал тот факт, что все было очень чистенько и опрятно. Постельное белье, полотенца и разные туалетные причиндалы не вызвали никаких нареканий. Кстати, вид из номеров открывался действительно очень красивый.
Перетаскав вещи и немного передохнув, мы решили устроить небольшую вечернюю прогулку по городу, а заодно и перекусить. На рецепции нам подсказали, как добраться до хорошего ресторана, и мы двинулись по указанному направлению. Ресторан, название которого я не могу вспомнить, оказался действительно очень неплохим, и, к тому же недорогим. Жаль только, что не было ягнятины, которую мы так хотели отведать этим вечером. Мы с Ольгой решили попробовать местный «специалитет» — рыбу под названием Паструмка. Блюдо мне очень понравилась, а в сочетании с прекрасным соусом и лимончиком, вкус оказался просто превосходным. Позже наши приятели, знатоки рыбы, попробовав паструмку, утверждали, что это одна из разновидностей форели. Может это итак… Антон и Сергей предпочли знаменитую черногорскую мясную тарелку. Мы выпили по рюмочке местной ракии и, греясь у камина, над которым весела огромная медвежья шкура, приступили к поглощению съестного. А в это время другие посетители ресторана внимательно осматривали чужаков (т.е. нас) и живо обсуждали какое-то последние новости. К такому немного бесцеремонному, но абсолютно невинному вниманию со стороны местного населения мы давно привыкли, поэтому чужые взгляды ничуть не помешали нам насладиться ужином. Закончив свою трапезу, мы поблагодарили хозяйку, расплатились и отправились дальше. После недолгой прогулки по ночному Плужине, мы двинулись в отель. При этом за каких-то час-полтора мы успели обойти почти весь город. По дороге в отель все как один сошлись во мнении, что за пять дней, запланированных для отдыха, здесь можно просто помереть от скуки. Мы договорились продолжить поиски чего-нибудь интересного утром и отправились по койкам. Должен заметить, что после столь интересного насыщенного дня, спалось просто превосходно.
Проснувшись поздним утром, я направился к окну, чтобы насладиться открывающимся пейзажем. Пивское озеро, заточенное среди отвесных скал, в пасмурную погоду казалось немного грустным, но от этого ни чуть не менее красивым. Чуть позже проснулся Сергей, и мы вместе направились в ресторан, дабы немного подкрепиться. Внизу нас уже ожидали Оля и Антон. Мы обменялись приветствиями, сели за общий стол и уже через несколько минут дружно уплетали яичницу с колбасой. После этого в ход пошли ароматные булочки с джемом и чай. Таким образом, все принесенное съестное было методично уничтожено.
После завтрака мы направились на обследование округи на предмет чего-нибудь, достойного внимания. Мы долго скитались по Плужине, фотографируя окрестности и все больше убеждаясь, что все самое интересное мы уже увидели. К концу дня было собрано экстренное совещание по вопросу наших дальнейших действий. Было очевидно, что оставаться в Плужине нет смысла, т.к. помирать от скуки нам совсем не хотелось. Но и возвращаться домой в самом начале поездки никто не собирался. Решение назрело как-то само собой. Ведь мы находились всего в 20 км от границы с Боснией и Герцеговиной.

Фотографии на эту тему можно посмотреть здесь 

Часть вторая. Едем в Боснию и Герцеговину.

Мы слышали много рассказов об этой стране, красоте древних городов Сараево и Мостара, об удивительной боснийской природе, да и много чего еще. Карта Балканского полуострова валялась в машине вместе со всеми остальными, что оказалось очень кстати. После недолгих дебатов и беглого изучения карты, мы решили прямо с утра направиться в Сараево. Знаменитая гидроэлектростанция, которую нам непременно надо было посетить, находилось как раз по дороге до черногорско-боснийской границы. Так что наши новые планы никак не помешали старым. Мы даже попытались как-то спланировать наши остановки и ночевки в Боснии. Но вскоре поняли, что импровизация нам больше по душе, и решили, что действовать будем по обстоятельствам.
Перед сном я открыл лоптоп и вышел в Интернет, чтобы поискать информацию о Боснии и ближайшем более-менее крупном городе Фоча. Бегло пробежав по заголовкам, я ощутил, как сильно все перемешалось в этой многострадальной стране. Я нашел интереснейшие описания городов, национальных парков, истерических памятников, прекрасные фотографии, а также многое другое. И все это перекликалось с выдержками из военных хроник 90-х годов, отчетов об арестах военных преступников, анализа межэтнических конфликтов в стране. Я просидел за экраном компьютера не более часа, но подчеркнул немало полезной информации. Затем я отправился «на боковую», чтобы поскорее заснуть и встретить завтрашний день.
Утро нового дня во многом напоминало вчерашнее. Подъем, созерцание гор, встреча в ресторане, яичница… А вот дальше нас ожидало увлекательное путешествие и новые эмоции. После завтрака мы быстренько собрали все свои вещи и покидали их в машину. Затем четверо непосед помахали руками работникам гостиницы, которые вышли проводить нас на крыльцо, и двинулись в путь. Н выезде из Плужине мы заехали на заправку, чтобы как следует «накормить» автомобиль. Ведь никто из нас не знал, когда еще представится возможность залить горючее. Сонный служащий АЗС заправил машину и сообщил, что в баке нет крышки, предположив, что мы ее потеряли на прошлой заправке. Статус водителя обязывал меня принять какие-то меры. Я вышел из машины, обошел ее кругом, взглянул на бак и убедился, что крышки действительно нет, затем многозначительно покачал головой и снова сел за руль. Все четверо, мягко говоря, мало понимали, чем нам грозит отсутствие пресловутой крышки. Одно мы решили точно. Если, проехав всю страну (последняя заправка была в Будве), ее отсутствие никак не сказалось на работоспособности авто, значит и далее все должно быть хорошо. Мы расплатились с заправщиком и двинулись в путь. По мере удаления от Плужине дорога становилась все извилистее, а местность вокруг все интереснее. Все четверо путников то и дело что-то выкрикивали, уставившись куда-то в даль и призывая остальных тоже взглянуть. Говоря коротко – такого я еще не видел. Мы двигались вдоль берега озера, проезжая огромные пещеры, отвесные скалы, пересекали бесконечные комплексы тоннелей и не переставали любоваться тем, что видели. Легкий туман, придавал особое очарование этим местам. Так, охая и ахая, мы незаметно для себя достигли дамбы.
Перед нами предстала гигантская бетонная плотина, преградившая путь реке и образовав огромное водохранилище. Дорога на границу проходила прямо по верхушке этого грандиозного сооружения. Мы остановили автомобиль на другой стороне бездонного каньона, и решили попробовать прогуляться по плотине. Честно говоря, слабо верилось, что нам позволят вот так просто расхаживать по стратегически важному объекту. Однако никто даже не обратил внимания на четырех иностранцев расхаживающих по гидроэлектростанции. Немного обнаглев, мы начали лазить на какие-то металлические конструкции и активно фотографировали увиденное. Вскоре мы услышали звук свистка, и к нам подбежал местный начальник по безопасности, который сообщил, что фотографировать это место строго запрещено. Мы, конечно, пообещали, что больше так не будем и после его ухода фотографировали намного скромнее. )
Через некоторое время мы спустились к реке, чтобы полюбоваться видом на величественную плотину снизу вверх. В этом месте мы осторожно сделали несколько кадров и быстренько смылись. До границы оставалось несколько километров. Черногорскую программу нашего путешествия мы выполнили успешно и теперь с нетерпением ждали того момента, когда окажемся «за бугром».

Часть третья. Граница.

Прежде чем оказаться на боснийской территории, нам пришлось немного понервничать. Наша проблема заключалась в том, что в это время года забытый богом северный пограничный пункт не пользовался большой популярностью. Как следствие на нас обрушилась редкая дотошность блюстителя закона, которому откровенно нечем было заняться на своем посту. Он долго изучал паспорта, поглядывая то на нас, то снова на документы, которые держал в руках. Затем попросил предъявить бумаги на автомобиль. Офицер ознакомился со всеми бумагами и заявил, что для пересечения границы нам необходима доверенность международного образца, которой мы, конечно же, не имели. Была лишь обычная доверенность, заверенная в будванской општине. Мы хорошо знали существующие правила. В тоже время, всем было известно, что предъявление международной доверенности на границе требуется крайне редко. Никому из нас такая доверенность вообще до этого никогда не требовалась. А боснийскую и хорватскую границы мы пересекал очень много раз.
В общем, выход был один. Четверо иностранцев включили дурака, и стали что-то причитать о том, что не виноваты и что много раз путешествовали именно с этими документами, не испытывая никаких проблем. При этом весь этот поток слов произносился исключительно на русском языке. Из опыта общения с черногорскими представителями правопорядка мы хорошо знали, что проявление полной безграмотности в части сербского языка – это ключ к успеху. ) Сначала офицер пытался нам что-то объяснить, но потом понял, что это дело безнадежное. Он просто написал на клочке бумаги словосочетание «Medunarodna punomoc», приказал нам больше никогда не путешествовать без этого документа и отпустил с глаз долой. В знак полного согласия мы покивали головами и убрались восвояси. Мы были безумно рады! Ведь в случае неудачи, нам пришлось бы сделать внушительный крюк до ближайшего соседнего пропускного пункта.
Проехав еще около пятисот метров, мы увидели огромный плакат, на котором красовался сербский триколор и надпись «Republika Srpska. Dobro dosli!». Это означало, что мы достигли следующего поста и вот-вот окажемся в долгожданной Боснии и Герцеговине, а точнее в той ее части, что называется Республика Сербская. Многие, должно быть, знают, что после окончания затяжной кровопролитной гражданской войны, и подписания Дейтонского соглашения, в 1995 году страна была фактически разделена на два подгосударства. Одно из них называется – Федерации Босния и Герцеговины, и там проживают преимущественно боснийцы-мусульмане и хорваты. Та часть страны, которая заселена этническими сербами, называется Республика Сербская. Эти два новых образования сегодня живут фактически как независимые друг от друга государства. Даже армии у них разные, представьте себе! Хотя, двигаясь по территории страны, Вы даже не заметите, момент пересечения невидимой границы между мусульмано-хорватской и сербской частями Боснии. Эта граница невидима для нас иностранцев, но она прочно сидит в головах многих людей, которые живут на этой многострадальной земле. То самое Дейтонское соглашение, стало неким «заменителем» конституции для Боснии и Герцеговины и до сих пор вызывает массу споров в мировой общественности. А многие договоренности сегодня попросту не выполняются. Но что-то я немного отвлекся… Вернемся к четырем путникам, которые приближались к боснийскому посту. На редкость любезные пограничники не продержали нас и пяти минут, и даже пожелали всяческих успехов и других благ. А таможенник вообще даже не пожелал встать со своего места. Он просто махнул нам рукой, и этот красноречивый жест выражал примерно следующее: «Вот мне больше делать нечего, как вставать, шагать к вам и что-то там осматривать. Давайте уже, езжайте поскорее!». Что мы и сделали с большим удовольствием. )

Часть четвертая. Дорога на Сараево.

И вот все пограничные волнения уже позади, и мы движемся по старенькой, извилистой и весьма разбитой дороге в направлении города Фоча. Настроения у команды DSA было самое боевое, и единственное что могло подорвать наш дух – это легкий, но быстро прогрессирующий голод. Через час мы уже всерьез задумались о том, что пора бы хорошенько подкрепиться, и принялись высматривать подходящее место. Не прошло и двадцати минут, как на дороге появилась заветная вывеска «PECENJARA», что означало лишь одно. Скоро мы отведаем ягненка, поджаренного на вертеле!!! Такое блюдо во многих балканских странах называется pecenje. Прошу не путать с печеньем в нашем понимании. Мы припарковали машину и устремились в направлении придорожного ресторанчика, размышляя по дороге, примут ли у нас евро. Ведь боснийских марок ни у кого не было. Однако все четверо твердо решили, что без еды мы отсюда не уедем и еще увереннее двинулись к цели.

Мы уселись на открытой террасе и стали изучать меню. Вскоре подошла приветливая женщина, предложила располагаться поудобнее, что-то еще пробормотала и тут же куда-то исчезла. Официантка явно не спешила обслужить путников. Но и мы никуда не торопились, и просто-напросто разбрелись кто куда. Найдя помещение с надписью “WC”, мы незамедлительно воспользовались им, после чего побродили еще немного по округе и все-таки отправились делать заказ. Та самая приятная улыбчивая женщина сообщила, что картошки нет, а ягненок будет готов не более чем через пол часа. Заказав килограмм мяса, разных салатиков и всякого рода выпивки, мы снова разбежались по округе. Как я уже сказал, все были очень голодны, поэтому меня лично потянуло на собирательство грецких орехов. Я попробовал один и выяснил, что орех не только съедобен, но и вкусен. После чего с удовольствием продолжил поиски. Вернувшись к террасе с увесистой горстью спелых орехов, я увидел, что друзья тоже не теряли времени зря. Они устроили настоящий штурм на растущие неподалеку яблони. По началу мне было как-то неудобно присоединяться, но, узнав, что разрешение хозяев на сбор урожая получено, я отбросил все сомнения и присоединился к остальным. Прошел уже почти час, а мясо все не несли. Мы уже съели все собранные яблоки и орехи, и хотели, наконец, отведать чего-нибудь посерьезнее. Официантка, поняв, что мы уже очень-очень голодны, поспешила сообщить, что ждать осталось немного, и в подтверждение своих слов принялась расставлять приборы. В ожидании мяса мы открыли карту, и стали выбирать наиболее подходящий маршрут движения до Сараево. У кого-то из нас появилась мысль попробовать заехать в Хорватию на обратном пути, но было решено, что загадывать ничего не будем. Через 20-30 минут принесли долгожданную еду, и мы дружно на нее накинулись. С ягненком расправились быстро. Должен отметить, что все было очень вкусно и, к тому же, невероятно дешево. Мы наелись от души, посидели еще немного и отправились дальше довольные и полные сил.

Качество дорожного покрытия вскоре заметно улучшилось, что позволило лично мне немного расслабиться и изредка любоваться местными пейзажами, отвлекаясь на мгновения от пути. В этих замечательных местах отсутствие морских видов с лихвой компенсируется неповторимым рельефом. Один за другим мы преодолевали горные перевалы, спускались в какие-то мрачные, окутанные туманом ущелья и проезжали еще очень много чего интересного и безумно красивого. До Фочи мы добрались незаметно для самих себя. Городок оказался совсем маленьким и на первый взгляд невзрачным. Но мы все же решили прогуляться по этому месту, чтобы более детально его изучить. В одном из фочинких банков мы разжились местной валютой, и вскоре сделали набег на магазин, где купили сладостей и фруктов в дорогу. После этого была недолгая прогулка по центральной части города, в результате которой мы твердо решили, что здесь ночевать не будем. В городе Фоча я был сильно впечатлен местными военнослужащими, а точнее их ростом. Мы встретили несколько человек, и все как один были просто великаны какие-то!!! Я специально сфотографировался с одним таким исполином. Когда я смотрю на этот снимок, чувствую себя просто карликом.

Итак, мы не стали задерживаться в маленьком городке, а двинулись прямиком на столицу. Едва покинув Фочу, мы вновь попали в мир красоты, сотворенной боснийской природой. Очень понравились бесчисленные горные речки, особенно в тех местах, где дорога проходила прямо по краю обрывистого берега, и можно было услышать шум перекатов. А любители вкусно поесть, здесь могут отведать местной форели на одной из многочисленных ферм.

Также не могу не рассказать про мрачные, и даже страшные картины, которые встречались повсеместно в ходе нашего путешествия. Это следы боснийской войны, которые вызвали у нас немалый интерес. Но первоначальный интерес быстро сменился каскадом сожаления, горечи и какого-то недоумения. Проезжая какую-нибудь деревню, мы невольно обращали внимание на дома, которые больше походили на гигантские дуршлаги. Обстрелянные из всех, каких только можно видов стрелкового оружия, эти чудом уцелевшие постройки, стали молчаливым напоминанием о тех временах, когда люди кровожадно убивали людей. Более десяти лет прошло со времен гражданской войны в Боснии и Герцеговине. В той страшной войне людей вырезали целыми селами, лишь потому, что они верят не в того бога. А сегодня обстрелянные дома и бесчисленное множество кладбищ стали невольными памятниками тех дней. Очень хочется верить, что насилие не вернется на эти земли.

Итак, мы продолжали двигаться вперед и во второй половине дня достигли города Сараево.

Часть пятая. Сараево.

Плотный поток автомобилей принял нас в свои отнюдь не тепле объятья еще на подъезде к большому городу. Такого мы не видели уже давненько! Многополосное движение, бесконечные светофоры и развязки, многоэтажные бизнес-центры и другие признаки мегаполиса вызвали у каждого из нашей команды массу положительных эмоций. А когда мы увидели трамвай, всеобщему восторгу не было предела. Это трудно объяснить… Наверно просто все мы очень соскучились по цивилизации в понимании российского городского жителя. Однако движение на автомобиле по Сараево доставило немало хлопот. Здесь не остановишься по середине дороги на черногорский манер просто ради того, чтобы поздороваться с приятелем. С горем пополам мы добрались до исторического центра боснийской столицы, где еще долго кружили по каким-то улочкам в поисках места для парковки. Время от времени мы охали и негодовали, обращая внимания на громадные серые многоэтажки, изуродованные войной. С меня сошло семь потов к тому моменту, как стоянка была найдена. В эти минуты мне безумно хотелось поскорей возвратиться на тихие и до боли знакомые улочки Будвы.
Мы поставили наш пыльный Опель в подземный гараж, ознакомились с правилами парковки и отправились на первый осмотр центра. Для справки могу отметить, что часовая плата за паркинг-место составляет 2 марки, что в пересчете на европейскую валюту будет 1 евро и несколько центов. В одном из местных печатных киосков удалось разжиться картой города. Мы быстро сориентировались на местности, ознакомились с окружающими нас достопримечательностями и отправились на поиски ночлега. В местном туристическом информационном пункте приятная отзывчивая девушка, предложила несколько вариантов для размещения. Это были частные апартаменты прямо в старом городе и один трехзвездочный отель, который находился трех-четырех километрах от исторического центра Сараево. Все просмотренные апартаменты не очень нам понравились, и мы решили узнать, что могут предложить в гостинице. Отель «Alem» сразу пришелся по душе всем нам. Чистые аккуратные номера, место для парковки машины, включенные завтраки и обещанная скидка показались нам более чем достаточной компенсацией за удаленность. После скоротечного совещания было решено остаться в этом месте, тем более на город давно уже спустились сумерки, а продолжать поиски по темноте никому не хотелось. Итак, когда жилищный вопрос был решен, у нас появилась возможность переключиться на проблему питания. Ведь не считая разных орешков, яблок, чипсов и конфет, мы не ели уже около семи часов. Было решено отправиться в центр, где можно было не только хорошенько поужинать, но и посмотреть вечерний старый город.
А посмотреть было на что! Большим везением оказалось то, что мы попали в Сараево предпоследний день священного для мусульман месяца Рамадан. Это позволило каждому из нашего коллектива прикоснуться к исламской культуре и познакомиться поближе с традициями и обычаями боснийских мусульман. Как известно, после окончания войны бОльшая часть города перешла под контроль Федерации мусульман и хорватов. Поэтому желающие познакомиться с традициями ислама найдут здесь очень много интересного. В столице проходили различные выставки, концерты и другие праздничные мероприятия. Старый город был бурно украшен яркими праздничными огнями, а многочисленные вывески с надписью «Ramazan Bajram» извещали о приближении священного праздника. Девушки-мусульманки носили роскошные одежды и платки. Одна из таких красавиц просто сразила нас наповал. Казалось, эта девушка сошла прямо со страниц восточных сказок.

Исторический центр Сараево расположился преимущественно на правом берегу реки Миляцка недалеко от места слияния с Босанкой. Река Миляцка в центральной части города очень привлекательна своими многочисленными мостами. Особо интересно было прогуляться по красивому каменному мосту «Latinska cuprija». Ведь именно в этом месте произошло убийство принца Франца Фердинанда в 1914 году, которое послужило поводом для начала Первой мировой войны. Оказывается, эрцгерцога убили только со второй попытки. Изначально члены сербской террористической организации «Млада Босна» хотели взорвать престолонаследника, но бомба угодила в другой автомобиль а принц не получи даже царапины. Не смотря на уговоры прервать поездку, Фердинанд продолжил движение к городско ратуши. Он был убит вместе со своей женой выстрелами в упор от рук Гаврилы Принципа буквально через квартал от взрыва.

Однако, я снова отступил от рассказа. Набережная Миляцки действительно очень привлекательна, но общую картину может испортить мусор и некоторые места, давно нуждающиеся в реставрации. На улицах исторического центра Вы можете увидеть и посетить много интересных достопримечательностей. Здесь есть несколько старинных православных и католических церквей, но больше всего конечно мечетей. На одной из площадей стоит величественный католический кафедральный собор, посвященный сердцу Христову. Выполненный в неоготическом стиле, он очень-очень интересно смотрится в этом месте. Гуляя по главной улице Marsala Tita (Маршала Тито), мы наткнулись на вечный огонь. Вывеска у памятника прославляла братьев славян сербов, мусульман и католиков, которые сражались бок о бок в период Второй мировой войны в боях за Сараево. Честно говоря, читать это было немного грустно.
Очень понравился район Boscarsija (Бошчаршия) с его бесконечными улочками, многочленными восточными лавками, кафанами и ресторанами. Здесь можно купить очень интересные сувениры и просто поболтать с разговорчивыми продавцами в национальных одеждах. Прогуливаясь по этому колоритному месту, мы время от времени слышали мелодичные молитвы, доносящиеся из мечетей, которых здесь сосредоточено очень много. Особенно понравилась главная Бегова мечеть с ее высоким минаретом и очень красивым двориком. Внутрь мы заходить не решились, т.к. не знали, позволят ли нам вообще это сделать, но во дворе вдоволь нафотографировались. Эту мечеть построил османский наместник (бег) Гази Хусрев в 1530 году. На боснийском языке ее называют Begova dzamija или Gazi Husrev-begova dzamija.

На самом деле в старом городе полно любопытных достопримечательностей, достойных внимания. Приезжайте и посмотрите! Гуляя по центру Сараево, мы наткнулись на лавку, в которой продавались самые разные восточные сладости. Такого я еще не видел! Сушеная морковь с орехами и еще какими-то пряностями, более десятка видов рахат-лукум, всевозможные орехи – это лишь малая толика предлагаемого ассортимента. Есть совсем не хотелось, но мы все же набрали немного сладостей для пробы. Честно говоря, выглядели они гораздо вкуснее. Хотя, это мнение человека, который не очень-то почитает сладкое. Гораздо больше меня поразили жареные каштаны, которые я впервые попробовал в Сараево. Там есть несколько мест, где их готовят прямо на улице и тут же продают. Пакетик жареных каштанов вам предложат за 2 марки. Вкус мне очень понравился!

 Фотографии Сараево можно посмотреть в разделе Фото на Портале Черногория

Часть шестая. Все еще Сараево.

На следующий день, мы проспали почти до обеда. Первая трапеза дня состояла преимущественно из яичницы, к чему мы уже давно привыкли. Мы еще раз прогулялись в старому Сараево, зашли в кафедральный собор, посетили рынок, Большой парк и некоторые другие примечательные места. Сергей, как большой поклонник изучения новых городов, используя местный общественный транспорт, предложил прокатиться на трамвае в сторону современной части города. По началу мне эта идея не очень пришлась по душе, но через некоторое время мы уже неслись в железном вагоне куда-то в неизвестность. Местные жители подсказали, что билет нужно покупать у водителя. А мы, как на зло, стояли в самом конце. Я вызвался добровольцем и начал пробираться через толпу. По дороге я чуть не расстался с бумажником и документами. Уже открытую сумку пришлось чуть ли не выдирать из рук вора, который пытался смыться вместе с моим добром в отрывшуюся на остановке дверь. Так что карманное воровство, как признак, большого города не миновало и боснийскую столицу.
Вскоре нам стало скучновато в трамвае, и, заприметив большой торговый центр, мы решили выйти и обследовать его не предмет закусочной и еще чего-нибудь интересного. В этом большом центре впервые за долгое время нам удалось покататься на лифте. ? Однако все рестораны почему-то были закрыты. Мы побродили по торговым рядам и отправились обратно в отель в надежде покушать. Мы приехали в отель, намного передохнули, затем спустились в ресторан и сделали свой заказ. В ожидании еды, я обратил внимание, что в ресторан один за другим стали стягивать боснийцы-мусульмане. Это означало, что приближается вечерний намаз, а значит очередной день уже позади и наш обед плавно перетекал в ужин. ))
Утром следующего дня был запланирован выезд в сторону Мостара, поэтому вечером мы непременно хотели устроить еще одну небольшую прогулку по Сараево. Шел почти проливной дождь, когда наша четверка уселась в холодный автомобиль и двинулась в сторону исторического центра. Не смотря на погоду наша недолгая прогулка мне очень понравилась. Мы еще раз прошлись по наиболее примечательным местам Старого города, немного пофотографировались и напоследок зашли в одно из центральных кафе. За окном шел дождь, а мы сидели в тепле, пили свой чай со сладостями и с интересом наблюдали за местными жителями. Этим душевным чаепитием завершилась наша прощальная прогулка, и вскоре команда DSA вновь оказалась в отеле.
В номере я немного почитал книгу, после чего решил взглянуть на карту и изучить дальнейший путь. Во время поиска карты обнаружились остатки жареных каштанов, которые были незамедлительно уничтожены. Мы еще немного поболтали с Сергеем о том, что поездка получается очень даже интересной и вскоре улеглись спать.

Часть седьмая. Герцеговина. Едем в Мостар.

Итак, мы проснулись где-то между ранним утром и обедом, позавтракали все той же яичницей и незамедлительно отправились в путь. Впереди нас ждал город Мостар и возможно еще что-то очень интересное, о чем мы пока не знали. Сборы прошли как всегда оперативно и без каких-либо проволОчек. Едва покинув Сараево, мы попали на автобан, чему немало удивились и конечно обрадовались. Однако позже выяснилось, что скоростной участок пути имел протяженность всего лишь несколько километров. У нас возник лишь один вопрос: «Зачем вообще нужен такой автобан?». На что напрашивался лишь один ответ. Скорее всего, это первая очередь большого проекта.
По мере удаления от столицы дорога все выше поднималась в горы, и вновь стали открываться живописные виды. Мы все время о чем-то болтали и даже не заметили, как, преодолев перевал, спустились к реке Неретва. Это значило, что команда DSA попала в район, который с древних времен назывался Герцеговина. Область Герцеговина расположилась в южной части страны преимущественно в долине Неретвы. В средине XV века император Священной Римской империи Фридрих III подчинил себе этот край и назначил князя Стефана Вукцича герцогом своей новой земли. С тех пор Герцеговина называется Герцеговиной. ? Между прочим именно во время правления новоиспеченного герцога Стефана, приморский город Святой Стефан был переименован и стал называться Герцег-Нови. Приставка «Нови» появилась благодаря тому, что этот город был самым молодым на побережье. Так что, средневековая Герцеговина охватывала часть побережья современной Черногории. Кстати, даже сегодня многие жители Герцег-Нови и его окрестностей называют себя герцеговинцами. Вернусь к рассказу…

Двигаясь вдоль реки, мы встречали множество рыбных ферм. К тому моменту я очень проголодался и намекал остальным, что было бы хорошо остановиться, купить форели и покушать. Но намеки голодающего были проигнорированы, и мне оставалось лишь провожать тоскливым взглядом многочисленные рекламные вывески с изображением рыбки. Будете в этих краях – не упустите возможность отведать местной форели! Проезжали одну микроскопическую (по сравнению с той, что в Плужине) гидроэлектростанцию. Но все равно было интересно. Местные пейзажи отличаются от тех, что встречаются в горных районах Боснии и Герцеговины. Бескрайние долины, более пологие сопки другая растительность и даже деревеньки смотрятся здесь как-то по-другому. Где-то на подъезде к Мостару мы проезжали небольшой населенный пункт (кажется Potoci), который в буквальном смысле был весь увешан хорватскими флагами. Во время войны самые ожесточенные бои с участием хорватов проходили именно на территории Герцеговины. После перемирия страна была условно попилена на области компактного проживания. Так что мы сразу поняли, что проезжаем место, заселенное преимущественно этническими хорватами.

Вскоре нас принял в свои объятия долгожданный Мостар! Но об этом чуть позже…

Часть восьмая. Мостар.

Итак, Мостар… Этот город издревле считается столицей Герцеговины. Название говорит само за себя, потому как свое развитие он начал именно с моста, соединявшего обрывистые берега Неретвы. Когда в этом месте появился первый подвесной мост, он сразу же стал важнейшим стратегическим объектом, как часть одной из транспортных артерий Герцеговины. В начале XV века вокруг моста образовалось небольшое поселение, а по обоим берегам Неретвы воздвигли оборонительные башни. Днем и ночью здесь несли службу неутомимые стражники. Местные жители называли этих воинов мостары. Историки предполагают, что отсюда и пошло название города. В 1468 году Мостар, как и вся Герцеговина был захвачен турками. Во время османского правления поселок вырос до размеров города, и стал стремительно развиваться. В середине 16 века турки построили новый каменный мост на месте старого и две большие башни. Сегодня старый мост, стал главной визитной карточкой города. Хотя в Мостаре есть и другие интересные памятники архитектуры, которые преимущественно относятся к периоду турецкого господства.

Боснийская война не обошла стороной этот край. В 1992-1993 гг. в Мостаре шли ожесточенные бои, в результате которых город был сильно изуродован. Многие уникальные памятники архитектуры были просто стерты с лица земли. По официальной статистике в городе было уничтожено около 5000 объектов. Старый мост не избежал этой участи. Он был разгромлен огнем хорватской артиллерии в 1993 году. Однако после окончания войны в городе началась масштабная реконструкция при поддержке Европейского союза. В 2004 году мост был полностью восстановлен и вместе со Старым городом внесен в список всемирного культурного наследия UNESCO. Кстати говоря, реконструкция города продолжается до сих пор, и многие здания все еще ждут своей очереди.

Мостар — достаточно крупный город по меркам Боснии и Герцеговины. Мы двигались несколько напряженно, высматривая указатели на старый город. Увидев нужный знак, каждый начинал говорить что-то вроде «Давай налево!», «Вон туда!» и тому подобное. Представляю, как было не по себе Антону, который вел автомобиль и выслушивал все наши комментарии. Тем не менее, мы нашли верный путь и вскоре приблизились к Старому городу на максимально близкое расстояние. Машину мы оставили на стоянке, а сами выдвинулись на разведку.

Осмотр Старого Мостара было решено отложить «на потом», а сейчас заняться поиском жилья. Действуя по отлаженной схеме, мы отправились в информационный пункт местной туристической организации, где нас встретила очень приветливая и необычайно красивая девушка. Выслушав нас, она покопалась в своих бумагах, затем позвонила куда-то и сообщила, что есть очень хороший вариант прямо в Старом городе. Нам оставалось подождать 10-15 минут пока придет хозяйка и заберет своих новых постояльцев. За это время Аида (так зовут ту девушку) рассказала нам много интересных вещей о городе. Например, мы узнали, что туристы из России здесь большая редкость. Вскоре пришла очень приятная бабушка по имени Мария, и повела нас в свой дом. Комнаты были достаточно скромные, но все необходимое присутствовало. Больше всего понравилось то, что мы жили в трех минутах ходьбы от знаменитого моста, а из окон открывался чудный вид на Старый город. Мария, показала нам комнаты, место для парковки авто и попросила, чтобы мы чувствовали себя как дома. Перед тем как отпустить нас на поиски своего Опеля, хозяйка взяла обещание, что по возвращению мы непременно заглянем к ней на ракию.

Мы быстро нашли автомобиль и вскоре уже разгружали вещи на новом месте. После короткого отдыха, умывания и переодевания, мы отправились на прогулку по Старому городу. Но перед этим заглянули к Марии на обещанную ракию. Хозяйка оказалась очень радушным человеком. Она рассказала, что ее сын работает в России и очень хорошо знает русский язык, и что она сама любит русских. Мария поведала нам, как страшно было в городе во время войны. Мы узнали, что в Мостаре почти не осталось православных сербов, т.к. все они бежали, а вернулись единицы. Сегодня здесь живут в основном хорваты и боснийцы-мусульмане. Во время разговора бабушка угощала нас всевозможными напитками, медом и чем-то еще. Все было очень вкусно, но нам хотелось поскорее начать осмотр Мостара. Мы вежливо намекнули, что хотим успеть посетить все местные достопримечательности и начали смываться.

Наконец наша команда вышла на долгожданную прогулку. Сказать что Старый Мостар красив и неповторим – ничего не сказать! Говорю совершенно откровенно, таких мест я не встречал никогда в жизни. Мы как будто попали в какую-то сказку, в которой навсегда поселились духи средневековья. Старый Мостар раскинулся по обрывистым берегам Неретвы и ее маленького притока — Радаболи. Повсюду Вас встречают лавочки, где голосистые торговцы предлагают восточные сувениры, ковры, картины, медную посуду и еще бог знает что. В городе сохранилось много старых мечетей, а белоснежные макушки минаретов придают дополнительный колорит этому месту. Очень порадовало изобилие всевозможных ресторанчиков, оформленных в национальном стиле. Некоторые из них располагаются прямо на берегу реки. Так что, усевшись на террасе, можно не только вкусно покушать, но и вдоволь налюбоваться восхитительными видами. В одном из таких ресторанов я, наконец, дорвался до форели. Кстати, цены в местных «общепитах» очень даже демократичные.

Думаю, следует написать несколько строк о главном символе этого замечательного города. Старый мост вместе со сторожевыми башнями, представляет собой очень красивый комплекс и действительно заслуживает внимания. Лично я впервые увидел мост столь причудливой формы. В одной из башен находится клуб прыгунов в воду «Mostari». Эти ребята прыгают с моста с высоты более 20 метров прямо в бурную речку. К сожалению, я видел этот трюк только на фотографиях, а вот Антон с Олей стали свидетелем одного прыжка. Оказывается, спортсмены готовы сигануть с моста в любой момент всего лишь за 50 евро. Надо признать, что трюк выглядит очень эффектно, а прыгуны — настоящие профессионалы своего дела. Традиция прыжков в воду очень давняя, и ежегодно здесь проводятся соревнования с участием спортсменов из Боснии и других стран. Традиция продолжалась даже в те годы, когда мост был разрушен.

. . . . . .

Мы обошли весь Старый город и, почувствовав легкую усталость, решили отправиться обратно в виллу. Но, оказавшись в комнате, я понял, что меня одолевает желание вернуться на улочки Старого Мостара. Оказалось, что Сергей был полностью со мной солидарен. Тем не менее, мы нуждались в отдыхе, поэтому было решено вздремнуть часок-другой, а затем еще погулять. На город уже спустилась тьма, когда мы с Сергеем вышли из дома. Вечерний Мостар принял нас в свои объятия и окутал теплым светом уличных фонарей. А мы как завороженные плутали по улицам, с интересом разглядывая дома, мечети, башни и проходящих мимо людей. Мы заглянули в каждый уголок этого волшебного города, еще раз прошлись по одинокому Старому мосту, который несколько часов назад был переполнен туристами, а затем, впитав массу положительных эмоций отправились спать.

Следующий день команда DSA начала, конечно же, с прогулки по Старому городу. Во-первых, надо было где-то покушать, а во-вторых, мы захотели устроить небольшую фотосессию в лучах утреннего солнца. Для меня это было еще и прощание с Мостаром, ведь на 12 часов мы запланировали выезд домой. После завтрака и короткой прогулки, наша четверка отправилась на сборы и, вскоре, все были готовы отправиться в путь. Мария очень растрогалась, провожая своих новых русских друзей. А мы пообещали, что обязательно приедем еще раз и остановимся, конечно, у нее.

Итак, команда DSA мчалась домой! Но по дороге нам предстояло посетить водопады Кравица (Kravica) и средневековый некрополь Радимля (Radimlja). Об этих достопримечательностях нам очень интересно рассказывала Аида. Так что проехать мимо мы просто не имели права. Тем более все это было почти по пути…

Часть девятая. По дороге домой.

Древние захоронения находились прямо на пути в Черногорию, а вот для посещения водопадов нам предстояло сделать небольшой крюк. Мы мчались на юго-восток, в сторону хорватской границы в поисках небольшого селения под названием Любушки (Ljubuski). Аида совсем немного рассказала нам о водопадах. Лишь то, что они удивительно красивы и находятся где-то рядом с Любушками. Сначала мы проехали нужный отворот на водопады, но отзывчивые местные жители быстро помогли нам найти верный путь. И вот мы уже спускались в долину реки Требижат (Trebizat), а где-то далеко внизу виднелась гигантская впадина, напоминающая след, оставленный сказочным великаном. В этот обрыв с могучим ревом падала река, образуя уникальную систему водопадов Кравица, высота которых превышает 25 метров, а ширина около 120 метров. Кстати слово Kravica переводится, как коровушка. Вскоре мы спустились прямо к подножью водопадов, где гуляла большая группа австрийских (уже не помню, почему мне так показалось) туристов. В пелене мелких брызг повсюду появлялись небольшие радуги, а воздух был наполнен приятой свежестью. Я не упустил возможности искупаться, быстренько переоделся и нырнул в воду. Кстати, будете купаться в этом месте – ныряйте осторожно, т.к. глубина озера у подножья водопадов не такая уж большая. Я поцарапал руку и чуть было не пропахал носом каменистое дно. Мы немого передохнули, а затем, следуя примеру уходящих австрийцев, достали фотоаппарат и стали фотографироваться во всевозможных позах на фоне водопадов. После чего еще немного побродили по округе и отправились дальше. К сожалению, в этот день, наша команда не могла позволить себе длительные остановки, т.к. путь до Будвы был не близким.

Прошло чуть больше часа после посещения водопадов, как мы приблизились к городу Столив (Stoliv). Аида рассказала, что средневековый некрополь Радимля находится на подъезде к городу прямо у дороги, и мы не сможем проехать мимо него. Наша герцеговинская красавица оказалась права! Увидев небольшой дорожный указатель, мы съехали с магистрали и припарковались у какого-то полуразрушенного здания. На подходе к комплексу захоронений установлен стенд, на котором написано, много интересного об этом месте. Оказывается, некрополь относится к XV – XVI столетиям и является одним из самых ценных памятников средневекового периода в Боснии и Герцеговине. Когда-то в здесь насчитывалось 133 надгробия. Но во время австро-венгерского господства в этом месте проложили дорогу, которая разделила древнее кладбище на 2 части. А более 20 уникальных памятников были попросту уничтожены. Мы гуляли среди древних надгробий и с интересом рассматривали каждое из них. Многие памятники украшены резьбой по камню. Там можно встретить изображения людей, животных, всевозможного оружия, винограда и какие-то древние письмена. Выглядит все это очень необычно и захватывающе, скажу я Вам!!! Так что будете проезжать мимо – непременно посетите это место.

Итак, команда DSA, выполнив более чем насыщенную культурную программу, на всех порах летела домой. Мы практически не делали остановок. Лишь однажды не смогли удержаться и не выйти из автомобиля, когда проезжали минные поля где-то между Столивом и Требине. Кто-то обратил внимание на красные таблички с надписью «PAZI MINE» (Осторожно мины), установленные через каждые 25 метров вдоль шоссе. Тогда мы с Сергеем вышли, чтобы убедиться, что зрение нас не подводит. Честно скажу, мне стало немного не по себе, когда я лично прочитал предупредительную надпись. Так что будьте внимательны! Не стоит заходить за подобные указатели, или что-то туда бросать.

Вот и подошел к завершению мой рассказ… До дома мы добрались поздно, но без «приключений». От усталости все валились с ног, поэтому после скоротечного перекуса все как один отправились на боковую.

Спасибо!

Похожие записи