Абхазия. Январь 2010

Нет комментариев

Жизнь на улицах абхазских городов 31 декабря и 1 января замирает. Новый Год здесь это семейный праздник. Закрыты почти все магазины, кафе и рестораны.
Скайэкспресс привычно задержал рейс и когда, ближе к 18:00, мы, наконец, перешли границу, оказалось, что маршрутки до Сухума уже не ходят. Хорошо, что нас встречал Руслан. В Абхазии без друзей очень сложно.

Полтора часа в пути, с остановкой в Гагре для покупки sim-карты, и мы, одаренные вкусным вином, оставив вещи в заранее забронированной комнате, с текилой в кармане, уже идём по пустынному городу, ища место для ужина. Ох, и не просто же было его найти. Обошли всё, что знали и встречали по пути, везде закрыто.
Кафе «Тихая гавань» на набережной нас приятно удивило, мало того, что работает в новогоднюю ночь, так внутри ещё и уютно, да и меню довольно обширное. Столы отделены друг от друга тканевыми ширмами и накрыты ещё до прихода гостей, глубокие диванчики, приглушенный свет…
За 15 минут до полуночи мы вышли на набережную и пошли к ёлке возле драматического театра. Под ней-то и встретили 2010 год:

Вокруг не было ни души. Вообще никого. Только пальмы, море, подсвеченный театр с фонтанами, десятиметровая наряженная ёлка и мы вдвоём! Представили?
То, что в городе мы всё же не одни было понятно по доносящимся автоматным очередям и трассирующим пулям в небе. Допивая текилу и переходя на домашнее вино, побороли связь и поздравляли родственников и друзей. Ближе к часу ночи выстрелы стали стихать, а под нашей ёлкой появились гуляющие. Подъехали машины, зазвучала музыка и начались танцы…
В третьем часу ночи мы решили не спеша двигаться в сторону дома. Потому как порядочно устали .) По пути нам попался президентский дворец. Я, зачем-то, поднялся по ступеням и стал рассматривать внутреннюю лестницу с ковровой дорожкой. Увидев это в камеру, к нам вышел охранник, и сказал: что вы тут делаете? Здесь нельзя находиться! А я ему: красиво подсвечено, провод только криво повесили. И, улыбаясь, показываю на фасад, где с третьего этажа на первый свисает «сопля». Согласился он со мной и позвал внутрь, выпить за новый год .) Так мы оказались в гостях у президента Абхазии, правда в его отсутствии, где продолжили отмечать наступление 2010 года…

Домой вернулись совсем поздно .)

Проснувшись в 6 утра 5 января в полюбившейся нам в прошлой поездке Захаровке, мы позавтракали, быстро собрались и отправились в дорогу. Путь нам предстоял не близкий и не простой, целью путешествия был Южный Приют, находящийся в верховьях Кодорского ущелья на границе Абхазии с Карачаево-Черкессией.
До августа 2008 года верховья Кодора контролировались Грузией. До сих пор въезд сюда осуществляется только по пропускам. Причин тому множество: это и угроза обвалов, и опасная, постоянно размываемая дорога, и милитаризированность территории (Грузия прилично подготовила оборону с точки зрения фортификаций и обеспечения- если бы грузинские солдаты не побросали бы всё и не убежали бы оттуда, августовская война могла быть несколько длиннее), и малоуспешные попытки сдерживать мародерство.
Ущелье в утреннем тумане завораживает :

Абхазский контрольно-пропускной пункт находится между двумя туннелями, прорубленными в Багадских скалах. Останавливаемся. Проверяют только пропуска – номерные квадратные бумажки с подписью и печатью.

Автомобиль у шлагбаума — наш транспорт в этой поездке – ГАЗ-69 1965 года выпуска. Бодр не по годам. О комфорте, конечно же, ничего не знает, но ему простительно.
Так как всё было оформлено заранее и должным образом, вопросов к нам не возникает, и мы продолжаем свой путь. Следующая остановка – село Латы. Буквально несколько домов осталось жилыми. Сваны, в большинстве своём, предпочли уехать в Грузию.
Вылезаем из машины, чтобы зайти в гости. Вокруг тишина:

Неожиданно, издалека доносится шум, ещё две секунды и на большой скорости из тумана вылетает БТР, едва успевающий разъехаться с нашей машиной:

В сванском доме нас угостили кофе, предложили каштановый мёд, а хозяйка стала показывать дореволюционный кувшин и ещё более старую ручную мельницу для кукурузы. Интересно, но нам нужно спешить, впереди ещё много километров.
Чхалту проезжаем не останавливаясь, её мы осмотрели возвращаясь обратно.
Следующий населенный пункт на нашем пути – Ажара. Школа с игровыми площадками во дворе, торговый комплекс, за ним памятник, вокруг деревянные заборчики, урны… почти Швейцария.

Странное чувство посещает, когда смотришь на эти поломанные постройки, с одной стороны понятно, что построено это прямо перед войной как декорация, безусловно при осмотре и разминировании всё переворачивается вверх дном, но куда делось торговое оборудование и зачем бить окна и вырывать стеклопакеты в школе?
Не спеша, из-за гор встаёт солнце:

В тот момент, когда мы добрались до Генцвиша, солнце вышло полностью и перед нами предстала такая картина:

Крайним населенным пунктом на нашем маршруте стала Омаришара. Здесь расположена часть вооруженных сил РФ, БТРы из которой быстро и часто перемещаются по ущелью.
Контроль тут строже, чем на въезде у Багад. Проверили и переписали не только пропуска, но и паспортные данные, поинтересовались, куда мы держим путь. Улыбнулись, спросили, есть ли лопаты. Выражения лиц военных давало понять, что до Приюта нам сегодня не добраться…
За частью дорога была уже не езженная. Ни следа, ни колеи. Хорошо, что наш проводник Артак прекрасно здесь ориентируется.
Чем дальше мы продвигались, тем толще становился снежный покров, в какой-то момент снег начал переваливаться через капот, но наша машина уверенно продолжала путь! Не правы были военные, посчитавшие, что мы даже из Омаришары не выедем .)
До водопада на реке Клыч оставалось совсем чуть-чуть, когда дорогу нам преградило упавшее под тяжестью снега дерево. Жаль. Но и то, что нам удалось увидеть, впечатляет. Развернув на узкой заснеженной дороге машину, мы пошли по колее назад, любуясь открывающимися видами:

Постепенно снег превращался в мокрую кашу и идти пешком в нашей обуви стало маловозможно. Мы сели в машину и отправились в обратный путь, останавливаясь в местах, пропущиных нами в первой половине нашего путешествия.

В Чхалту мы спустились уже на закате. Может быть из-за красивого света, это место показалось мне особенно интересным. В центре посёлка расположено бывшее административное здание, виды которого обошли новостные ленты во время августовского конфликта:

На возвышенности маленькая церковь, внутри книги и церковная утварь:

Дальше, до Багадских скал, мы ехали без остановок, нужно было преодалеть оставшуюся часть этой сложной дороги пока окончательно не стемнело.

В Захаровку мы вернулись уже в темноте. На следующий день нам предстояла поездка в Ткуарчал и Бедию.

Утром 6 января мы снова проснулись пораньше, чтобы отправиться в очередную поездку. На этот раз нам предстояло посетить Ткуарчал, а затем осмотреть Бедийский собор.
Редкий турист, посещающий Абхазию, добирается сюда.
Выехав из Сухума, мы остановились на мосту через Кодор, в верховья которого ездили днём ранее. С шоссе он выглядит так:

Ткуарчал – город в Абхазии, расположенный на южном склоне Главного Кавказского Хребта, районный центр. Отроги ГКХ окружают Ткуарчал со всех сторон.
Попасть в город можно по единственной автомобильной дороге, параллельно которой проходит железная.

Город основан в 40-х годах XX-го века, как центр угледобывающей промышленности. В советский период Ткуарчал был вторым, после Сухума, по численности населения городом в Абхазии. Работа на шахте неплохо оплачивалась, а в самом городе была создана прекрасная инфраструктура для жизни. Мягкий климат был и остаётся ещё одним плюсом этих мест. Со слов местных жителей, во времена СССР, квартиру здесь, без проблем, можно было обменять на такую же в Тбилиси.
С распадом союза промышленность остановилась, и жители стали покидать Ткуарчал. Особенно сложная ситуация здесь сложилась во время войны 1992-1993 годов. Город был одним из центров сопротивления, не сдался, и провел в блокаде 413 дней. Единственной связью с внешним миром для жителей Ткуарчала был воздушный коридор, организованный российскими лётчиками. Именно с ним связана одна из страшных трагедий той войны: грузинскими войсками над селом Лата был сбит борт, вывозивший из окруженного Ткуарчала женщин и детей.
Первое, что видит человек, попавший сюда, это железнодорожный вокзал:

Ощущения довольно сильные…
Несмотря на разрушения и запустение, город показался мне красивым и даже уютным. Он меньше других абхазских городов замусорен и разобран. Я не заметил откровенно нежилых квартир в заселенных домах, как в той же Гагре или Сухуме.

Напомню, ремонта жилых зданий здесь не производили со всемен Советсокого Союза, тоесть уже как минимум 30 лет…
Река Аалдзга делит Ткуарчал на верхнюю и нижнюю части. Попасть из одной в другую можно по кольцевой дороге или длинной лестнице. Раньше здесь действовал фуникулёр:

Из Ткуарчала мы отправились на одну из угольных шахт, расположенных в посёлке Акармара. Именно сюда ведет железная дорога.

На снимке выше уникальный кривой железнодорожный мост через реку Аалдзга. За мостом расположена часть вооруженных сил РФ.
Шахта в Акармаре – единственная здесь, на которой продолжается добыча угля (правда только в тёплое время года). Разработку открытым способом ведёт турецкая фирма. Так как железнодорожное полотно разобрано, добытый уголь грузят на машины и спускают в Ткуарчал, откуда, по железной дороге, он попадает в порт Очамчира и вывозится в Турцию…

Кроме собственно шахты, в Акармаре есть термальные источники, круглый год наполняющие тёплой водой ванны. В этот раз день был слишком короток, да и плавки мы не взяли. Поэтому купаться не стали и, не теряя времени, отправились в Бедию.
Бедийский собор – средневековый православный храм в Абхазии, в селе Бедия, построенный в X веке царем Багратом II.

Собор стоит на возвышенности, с которой открывается прекрасный вид на окрестности…

… и окружен плохо сохранившимися хозяйственными и церемониальными постройками:

Когда-то давно, здешний епископ ведал обширными территориями от храма до реки Ингур. В настоящее время в соборе ведутся рестоврационные работы, правда, темпы их, мягко скажем, не велики…
Много мест в окрестностях Ткуарчала остались непосещенными нами в тот день, например, Гупский водопад. Значит нам придётся сюда вернуться, может быть, и не один раз :о)

Первого января этого года, проснувшись не рано (по понятным причинам), и погуляв по Сухуму, мы отправились в гости в деревню Куланурхва, близ Гудауты.
Серпантин между Сухумом и Новым Афоном дался моему, измученному праздничными напитками, вестибулярному аппарату с превеликим трудом. Выйдя из маршрутки на лыхнинском повороте, я с ужасом стал наблюдать броуновское движение автомобилей, царящее здесь, и, не вынеся этого, отошёл в сторону к огромному дереву, показавшемуся мне надёжной и непоколебимой осью вращающегося мира…
Через какое-то время за нами приехал Руслан, посадил в машину и повёз к себе, рассказывая, что по пути нам нужно будет заехать к нескольким его братьям, поздравить их с праздником. А то обидятся – безапелляционно резюмировал он и повернул в сторону с главной дороги – начнём с этой улицы…
Несколько братьев… недолго… зайдём, поздравим и продолжим свой путь… да, к тому же, я ни с кем из них не знаком – перебирал я в голове, решая, доставать ли фотоаппарат. Не достал :о( Когда мы заходили в первый дом, было ещё светло. Накрытый стол, ёлка (я почему-то думал, что в абхазском доме не будет ёлки, ошибался, она была в каждом, живая и пушистая, а, порой, и не одна), предложения сесть, стойкость Руслана (потом я понял причину, стоя можно ограничиться двумя тостами, а сев за стол быстро уже не уйдёшь), тост, потом ещё один и вот мы, несмотря на уговоры хозяев, закусывая пареной тыквой, уже на улице, а ещё через минуту заходим в дом напротив :о) На крыльце играют дети, в доме накрытый стол, а взрослых нет. Не беда. Наверное, ушли кого-нибудь поздравлять, говорит Руслан, беря со стола кувшин с вином и наполняя стаканы. Снова пожелания всего хорошего этому дому — чокаемся, пьём. В этот момент возвращается хозяйка и начинает уговаривать нас садиться, объясняя, что в ногах правды нет. Мы держимся, не оставляя ей никаких шансов. Снова выпиваем и закусываем…
В очередной из переходов, замечаю, что стемнело. Абхазский поздравительный марафон только набирает обороты. Доходит до того, что, застав в очередном доме других гостей, следующим пунктом маршрута мы отправляемся уже к ним.
В третьем или четвертом доме я начинаю сильно сожалеть, что не ношу с собой камеру. Сейчас кусаю локти, очень интересные могли быть снимки. Да и восстановить хронологию было бы легче .)
Все люди, независимо от достатка, живут примерно одинаково (если не считать ремонт и мебель), гостеприимны и радушны.
Это мы в гостях у Адгура, главного технолога гудаутского винзавода:

Взяв камеру, я забываю вспышку. Выпитое даёт о себе знать… Чтобы спасти положение, использую светлый полтинник, у которого, в таких условиях, катастрофически не хватает угла зрения.
Вот Руслан, что-то увлеченно рассматривающий в телефоне:

Галя немного в шоке от происходящего:

Смена обстановки, новые интерьеры (:

В какой-то момент мы, наконец, добрались до дома Руслана. Поздравлять братьев необходимо, но самому принять поздравления и встретить гостей тоже нужно. К нашему приходу дом был полон. Снова тосты, много хороших слов, снова вино, только лучшее: самый сезон, да и урожай винограда был хороший.
Вы думаете это всё? Не тут-то было!
С одним из гостей Руслана, тоже Русланом, мы отправляемся к нему, посмотреть фотографии с охоты и немного пострелять :о) Фотографий много, на них вершины гор и охотничьи трофеи: туры, джейраны, кабаны, медведи. Особенная гордость хозяина – огромный тур, рог которого, размером с руку, нам принесли и показали.
Для пострелять на выбор были предложены СВД, РПК и АК с патроном 7.62. Я выбрал последний и трассирующие пули :о)
Перед возвращением домой мы зашли ещё к одному брату Руслана, в доме у которого моё внимание привлекли связки перца:

Домой вернулись ближе к полуночи:

Вот так вот в Абхазии празднуют наступление Нового года.
Праздники, по большому счёту, длятся с 31 декабря по 15 января. Особое значение имеет старый Новый год или, иначе, день сотворения мира – Ажьырныхуа, празднуемый в ночь с 13 на 14 января. Он входит в число государственных праздников и является нерабочим днем.

phoca_vitulina

Похожие записи